Общий уровень закредитованности населения России не представляет угрозы для экономики, но опасения вызывает рост необеспеченных кредитов, которые берутся не для инвестиций, а непосредственно для текущего потребления. Об этом в ходе круглого стола «Задолженность по кредиту: угрозы для заемщика и экономики» заявил председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Яков Миркин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По данным Центрального банка, количество розничных заемщиков в России оценивается в 34 миллиона человек — это 45% экономически активного населения. По данным Национального бюро кредитных историй, их совокупная задолженность перед банками составляет почти 9 триллионов рублей.
«Не все так страшно, — полагает Яков Миркин. — Потребительское кредитование изначально было пустой нишей в российской экономике. Еще в начале 2000-х показатель, отражающий отношение кредитов населения к ВВП, был экстремально низким — всего 0,9%. Сейчас он составляет 13-14%. Это совсем немного — в развитых экономиках может быть и 80%, и 90%, и 100%, и больше 100%. 13-14% — низкий показатель даже для развивающейся страны, каковой является Россия. Увеличивается доля кредитов населению в общей массе банковского кредитования. В начале 2000-х она была равна 8%, сейчас — чуть больше 30%. Это тоже не очень высокий показатель. Доля просроченной задолженности, по разным оценкам, колеблется от 4 до 6%.
А вот действительно где есть проблема, так это в уровне банковского процента по потребительским кредитам. Ситуация, когда в успешной нефтяной экономике с низким государственным долгом, более-менее устойчивыми публичными финансами, процент по потребкредитам устойчиво является двузначным, не является нормальной. По статистике ЦБ, в 2001 году средневзвешенная ставка по кредитам населению длительностью от 180 дней до года составляла 23,7%. В июне 2013 года — 24,9%.
Еще одна „трещина“, которая угрожает разрастись: мы видим, как увеличивается доля беззалоговых кредитов, взятых непосредственно на потребление. Например, ипотечные жилищные кредиты еще 3-4 года назад занимали 30% в общем объеме кредитов населению. Сегодня их доля сократилась до 25%».
Миркин выразил опасение взрывным ростом числа микрофинансовых организаций: в 2012 году их количество увеличилось в 1,8 раза, достигнув цифры в 2400 организаций. За 8 месяцев 2013 года — еще в 1,7 раза. «Что происходит в микрофинансовых организациях, как закредитована та часть населения, которая живет не по средствам, насколько эти люди близки к своему банкротству, что будет с ними дальше – неизвестно», — подытожил глава комитета ТПП.
Источник: Клерк.ру