Банк России не планирует в дальнейшем смягчать требования к банкам по созданию резервов на возможные потери по ссудам, считая введенные с начала года изменения по резервированию достаточными. Эксперты полагают, что своим заявлением ЦБ намекает, что банкам пора самим решать проблемы с просрочкой, не ожидая от регулятора дальнейших послаблений.
В прошлую пятницу директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский сообщил о том, что Банк России не планирует больше смягчать требования к банкам в части создания резервов на возможные потери по ссудам. «Я полагаю, что принятым решением (о смягчении требований. — РБК daily) разумные возможности по преодолению регулятивного риска в сфере резервирования в основном исчерпаны. Поэтому какое-либо дальнейшее смягчение существующих требований по резервированию пока не просматривается», — цитирует г-на Симановский РИА Новости.
Напомним, что с 1 января 2009 года Банк России смягчил на один год требования для банков по созданию резервов по ссудам, установив новую оценку кредитного риска портфелей. В частности Банк России удлинил сроки, связанные с оценкой обслуживания кредитной задолженности. Если раньше под статус «хорошей» задолженности попадали кредиты, просрочка по которым не превышала пяти дней по юрлицам и 30 дней по физлицам, то по новой методике оценки под статус «хорошей» задолженности стали подпадать кредиты, просрочка по которым не превышает 30 дней по юрлицам и 60 дней по физлицам. Также на 30 дней были удлинены и сроки оценки по другим категориям задолженности.
Теперь задолженностью «среднего» качества считаются кредиты, по которым платежи не поступают в течение 60 дней от юридических лиц и 90 дней от физических лиц. Статус «плохой» задолженности относится к кредитам, просрочка по которым для юридических лиц составляет 90 дней и для физических лиц 120 дней.
«Ситуация в банковской системе складывается следующая: понятно, что просрочка растет, соответственно, растет и резервирование, что приводит к снижению прибыли банков и капитализации, — комментирует зампред правления Абсолют Банка Олег Скворцов. — Этот процесс идет, и дна пока не видно». Отметим, что, по оценкам ЦБ, доля просроченной задолженности российских банков по кредитам уже в апреле может составить 4-4,5% (по данным ЦБ, показатель просроченной задолженности на начало 2009 года у банков составлял 3,8%).
По словам Олега Скворцова, заявление ЦБ говорит о том, что игрокам придется самим бороться с просрочкой и не ждать послаблений Банка России. Впрочем, как считает зампред правления Московского кредитного банка Владимир Чубарь, еще больше снизить требования к резервированию было бы неправильным. «Все-таки какая-то ответственность за тех заемщиков, которым банки выдали кредиты, должна быть», — говорит г-н Чубарь.
По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Ольги Веселовой, для Банка России установление требований по резервированию — фактически инструмент регулирования. «Смягчая требования, ЦБ снижает нагрузку на банки, которые в свою очередь в дальнейшем могут снизить ставку для заемщиков», — поясняет г-жа Веселова. По ее словам, для банков начислить резервы сегодня означает снизить текущие доходы, но повысить свою устойчивость к кредитному риску в будущем.
«Возможно, некоторые банки выражали желание, чтобы Банк России пошел на дополнительные послабления, — предполагает аналитик „ЮниКредит Атон“ Рустам Боташев. — И заявление г-на Симановского было таким ответом на запросы некоторых банков».
Источник: RBCDaily