Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поддержал Федеральную антимонопольную службу (ФАС) , штрафующую банки за недостаток информации в рекламе. По мнению экспертов, банкам теперь придется в рекламных объявлениях указывать множество параметров вкладов и кредитов.
Вчера президиум ВАС решил первые в своей практике дела о рекламе банковских услуг. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Хабаровскому краю оштрафовало хабаровский Град-банк за введение потребителей рекламы в заблуждение. Банк размещал в местной газете объявления о выдаче кредитов «населению, предпринимателям от 20% годовых под залог имущества» и о приеме вкладов «с доходностью до 18% годовых». УФАС решило, что в обоих случаях реклама не содержит всей необходимой информации об услугах. За нарушение законодательства о рекламе УФАС привлекло Град-банк к ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, дважды оштрафовав банк по 40 тыс. руб. Арбитражный суд Хабаровского края, куда обратился Град-банк, поддержал УФАС, но суды апелляционной и кассационной инстанций признали решение УФАС недействительным. Вчера президиум ВАС удовлетворил жалобу ведомства.
Претензии к банкам по недобросовестной рекламе вкладов ФАС предъявляет уже несколько лет, однако в кризис ее активность заметно снизилась. С сентября 2008 года на сайте ФАС есть лишь сообщение от 21 марта о выигрыше дела у банка «Уралсиб», оспаривавшего в суде претензии ведомства из-за неполноты рекламы вкладов. В отношении рекламы кредитов ФАС проявляла до кризиса еще большую активность: именно она стала инициатором кампании по раскрытию банками полной стоимости кредитов, к которой впоследствии подключились Роспотребнадзор, Генпрокуратура, Банк России. Самым ярким примером является история банка «Русский стандарт», не указывавшего в своих материалах регулярность взимания комиссии за расчетно-кассовое обслуживание в размере 1,9% от суммы кредита. Под давлением регуляторов банку пришлось полностью отказаться от комиссий. 8 июля 2008 года аналогичные претензии ФАС предъявила Хоум Кредит энд Финанс Банку, а 19 февраля сообщила о выигрыше дела в суде.
Член экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России Павел Монаков отмечает, что в судах нижестоящих инстанций практика по делам о рекламе банковских услуг уже складывается в пользу ФАС. «Президиум ВАС только подтвердил правоту антимонопольных органов, и теперь банки должны будут скорректировать свою рекламу. В противном случае им бессмысленно будет судиться с ФАС»,- говорит эксперт.
Банкиры считают, что в точности выполнить требования ФАС почти невозможно. В рекламе вкладов, в частности, придется указывать его наименование, сумму и валюту, срок, процентную ставку, порядок выплаты процентов, дополнительные взносы. «Банкам придется искать новые способы рекламы, пытаясь уместить максимум информации на той же рекламной площади»,- говорит заместитель председателя правления банка «Витас» Сергей Сергеев. Пример полной рекламы вкладов уже показал несколько лет назад банк «Глобэкс», публиковавший в рекламном модуле текст договора исключительно мелким шрифтом. «А чтобы при таком же рекламном бюджете вместить весь массив информации в читаемом виде, необходимо увеличить рекламную площадь и сократить число размещений. Это может привести к уменьшению темпа прироста вкладов»,- считает господин Сергеев.
Автор: Ольга Плешанова, Светлана Дементьева
Источник: Коммерсант