Когда Wells Fargo, первым среди ведущих банков США, не без гордости предъявил 9 апреля свои цифры за минувший квартал, презентовав рекордную прибыль в размере 3 млрд долл., некоторым показалось, что Уолл-стрит уже находится в преддверии скорого окончания кризиса. Сегодня же, по завершении сезона весенних презентаций, даже несмотря на все признаки общего улучшения ситуации, налицо снижение градуса всеобщей весенней эйфории.
Каким образом крупным американским банкам удалось добиться в первом квартале такой высокой прибыли, особенно хорошо видно на примерах Goldman Sachs, Citigroup и Wells Fargo, которые отличились за счет роста торговых прибылей, небывало низких затрат на рефинансирование и снижения объема списаний. Так, у Wells Fargo объем списаний по сравнению с четвертым кварталом уменьшился почти вдвое. Кроме того, из-за высокой для промышленности, потребителей и девелоперов стоимости кредитов банкам благодаря государственным гарантиям на их облигации и учетной ставке около нуля процентов удалось заработать еще и очень приличные деньги.
Кроме того, банки использовали в своих целях и «дыры», имеющиеся в новом положении о финансовой отчетности. Так, из-за того, что, к примеру, Goldman Sachs передвинул окончание фискального года с 31 ноября на 31 декабря, получилось, что последний месяц каким-то волшебным образом испарился. И теперь никто толком не знает, что и в каком объеме лидер Уолл-стрит на него списал, и, возможно, благодаря этому его показатели первого квартала выглядят гораздо более привлекательными, чем они есть на самом деле. «О таком каждый финансовый директор может только мечтать», — скептически отметил аналитик Брэд Хинтц, который сам раньше был финансовым директором обанкротившегося инвестиционного банка Lehman Brothers.
Аналогичным образом действовал и Citigroup, который использовал скрытое правило финансовой отчетности, согласно которому снижение стоимости собственных облигаций отражается в балансе как прибыль. Без появившихся у него таким образом 2,7 млрд долл. прибыли и доходов от продажи акций этот сильно пострадавший от кризиса банк оказался бы в конце квартала с большим минусом. Впрочем, пойдя на такой шаг, Citigroup рискует, ведь если курсы облигаций снова пойдут вверх, банку придется занести это в баланс как убыток. В результате точно такой же ситуации Morgan Stanley потерял в первом квартале 1 млрд долл. «В принципе банки просто покупают себе время, для того чтобы в течение года, возможно, заработать необходимые деньги», — пояснил суть этой стратегии партнер консалтинговой фирмы Foresight Analytics Мэтью Эндерсон.
Судя по показателям небольших и специализированных банков, которые не имеют возможности использовать подобные приемы, можно предположить, что по лидерам банковского сектора довольно скоро ударят последствия экономической рецессии и роста безработицы. Так, убытки специализирующегося на выпуске кредитных карт банка Capital One оказались в первом квартале более чем в десять раз большими, чем прогнозировали аналитики.
Его чистые убытки составили 176 млн долл., тогда как за тот же период предыдущего года банк имел прибыль в 548 млн долл. В связи с тем, что все больше граждан США оказывается без работы, процент невозврата кредитов по кредитным картам достиг в марте рекордного уровня в 8,4%, что более чем вдвое выше, чем это было до кризиса. В банке Capital One считают, что этот показатель свой рост продолжит и превысит 10%. Данная тенденция может быть очень опасна, в первую очередь для таких крупных банков, как Citigroup и Bank of America, которые активно работают в бизнесе с кредитными картами.
Кроме того, эксперты прогнозируют серьезные проблемы на рынке кредитования коммерческой недвижимости, объем которого оценивается в 4 трлн долл.
Источник: RBCDaily