За первый квартал 2009 года региональные бюджеты резко ухудшили бюджетную дисциплину: задолженность по федеральным кредитам Минфина выросла в несколько раз с начала года и превысила 25,1 млрд руб. Еще в четвертом квартале 2008 года межбюджетный долг обслуживался регионами аккуратно, крупная просроченная задолженность существовала лишь у Тюменской области и Санкт-Петербурга. Сейчас лидером по долгам бюджету РФ является Татария — впрочем, в Счетной палате считают, что все долги регионов обслуживаются.
Как сообщили вчера «Интерфаксу» в Счетной палате, на 1 апреля 2009 года совокупная задолженность российских регионов по бюджетным кредитам составила 25,1 млрд руб. Счетная палата констатирует, что вся задолженность является обслуживаемой и не просроченной. Год назад к отчетной дате, 1 апреля 2008 года, совокупный кредитный долг второго уровня бюджетной системы первой составлял всего 3,2 млрд руб., таким образом, констатирует агентство, долг вырос всего за год в 7,8 раз.
Еще по состоянию на 1 января 2009 года, как следует из статистики Минфина, опубликованной в прошлую пятницу, задолженность регионов по бюджетным кредитам не представляла никакой проблемы ни для федерального, ни для регионального уровня. Так, как следует из мониторинга состояния региональных бюджетов, распространенного Минфином, совокупный просроченный долг регионов по бюджетным кредитам на конец 2008 года составлял 5,2 млрд руб. Львиная доля просроченных кредитов приходилась на два региона. Тюменская область имела, по данным Минфина, просроченную задолженность такого типа в 2,88 млрд руб.- из них 1,46 млрд руб. по прямому кредиту федерального бюджета и 1,43 млрд руб.- по гарантиям, погашенным федеральным бюджетом по целевому иностранному кредиту. Такого же размера «гарантийный» долг был на конец 2008 года и у Санкт-Петербурга: 1,46 млрд руб.
Регионы отрицают даже минимальную просроченную задолженность на начало года. В администрации Тюменской области «Ъ» заявили, что закончили 2008 год с нулевой задолженностью. «Претензии со стороны Минфина, действительно, к нам были, но эта история 90-х годов — примерно 1992-1993-го. Тогда мы судились с Минфином и выиграли все инстанции, в том числе Верховный суд. Сейчас у нас на руках есть документ от Минфина о том, что мы закончили год без долгов. Сами подумайте, как они могут у нас быть, если мы не дотационный регион и закончили 2008 год с профицитом»,- рассказал «Ъ» чиновник из областной администрации, попросивший не упоминать его имя. В Санкт-Петербурге были более лаконичны: «У города перед федеральным бюджетом долга нет»,- сообщила «Ъ» Лариса Федченко, пресс-секретарь комитета финансов Санкт-Петербурга. Впрочем, за квартал, когда в большинстве регионов действовали еще докризисные бюджеты, долги все же успели появиться: в числе текущих должников федерального бюджета сейчас 32 российских региона, то есть более трети, тогда как год назад их было десять. По данным Счетной палаты, лидером по просроченной задолженности является Татария — на нее приходится 5,5 млрд руб. текущего долга. Вчера на просьбу «Ъ» прокомментировать долг руководитель пресс-службы кабинета министров Татарии Андрей Кузьмин сказал, что «не готов отвечать на вопросы, требующие серьезных консультаций».
Пока суммы задолженности регионов, особенно с учетом отсутствующей просрочки, достаточно невелики. Появление их связано в основном с относительной длительностью процесса пересмотра региональных бюджетов: хотя регионы начали, как и Минфин РФ, пересмотр осенью-зимой 2009 года, первый квартал 2009 года большая часть из них существовала со старыми доходными прогнозами и старыми расходным обязательствами. Однако если российский Минфин еще в декабре 2008 года смог задействовать свой ресурс — резервный фонд, в том числе и на предоставление регионам повышенных трансфертов и субсидий (так, 16 регионов РФ сформировали более 40% своих доходов за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности от Минфина) , то самостоятельно сбалансировать без резерва собственные бюджеты регионы были не в состоянии. Бюджетные кредиты для них были временным выходом из ситуации: «окно заимствований» для субфедеральных заемщиков на тот момент было уже полностью закрыто, да и сейчас размещать субфедеральные займы может, в целом, только Москва.
Между тем, как свидетельствуют данные мониторинга Минфина, уже на 1 января качество бюджетной политики регионов, улучшавшееся последние годы, резко ухудшилось. Так, 55 регионов РФ не имели к концу года трехлетнего бюджета, а десятки регионов не выполняли планы по показателям, связанным с расходами в коммунальном секторе.
Как сообщили вчера «Интерфаксу» в Счетной палате, на 1 апреля 2009 года совокупная задолженность российских регионов по бюджетным кредитам составила 25,1 млрд руб. Счетная палата констатирует, что вся задолженность является обслуживаемой и не просроченной. Год назад к отчетной дате, 1 апреля 2008 года, совокупный кредитный долг второго уровня бюджетной системы первой составлял всего 3,2 млрд руб., таким образом, констатирует агентство, долг вырос всего за год в 7,8 раз.
Еще по состоянию на 1 января 2009 года, как следует из статистики Минфина, опубликованной в прошлую пятницу, задолженность регионов по бюджетным кредитам не представляла никакой проблемы ни для федерального, ни для регионального уровня. Так, как следует из мониторинга состояния региональных бюджетов, распространенного Минфином, совокупный просроченный долг регионов по бюджетным кредитам на конец 2008 года составлял 5,2 млрд руб. Львиная доля просроченных кредитов приходилась на два региона. Тюменская область имела, по данным Минфина, просроченную задолженность такого типа в 2,88 млрд руб.- из них 1,46 млрд руб. по прямому кредиту федерального бюджета и 1,43 млрд руб.- по гарантиям, погашенным федеральным бюджетом по целевому иностранному кредиту. Такого же размера «гарантийный» долг был на конец 2008 года и у Санкт-Петербурга: 1,46 млрд руб.
Регионы отрицают даже минимальную просроченную задолженность на начало года. В администрации Тюменской области «Ъ» заявили, что закончили 2008 год с нулевой задолженностью. «Претензии со стороны Минфина, действительно, к нам были, но эта история 90-х годов — примерно 1992-1993-го. Тогда мы судились с Минфином и выиграли все инстанции, в том числе Верховный суд. Сейчас у нас на руках есть документ от Минфина о том, что мы закончили год без долгов. Сами подумайте, как они могут у нас быть, если мы не дотационный регион и закончили 2008 год с профицитом»,- рассказал «Ъ» чиновник из областной администрации, попросивший не упоминать его имя. В Санкт-Петербурге были более лаконичны: «У города перед федеральным бюджетом долга нет»,- сообщила «Ъ» Лариса Федченко, пресс-секретарь комитета финансов Санкт-Петербурга. Впрочем, за квартал, когда в большинстве регионов действовали еще докризисные бюджеты, долги все же успели появиться: в числе текущих должников федерального бюджета сейчас 32 российских региона, то есть более трети, тогда как год назад их было десять. По данным Счетной палаты, лидером по просроченной задолженности является Татария — на нее приходится 5,5 млрд руб. текущего долга. Вчера на просьбу «Ъ» прокомментировать долг руководитель пресс-службы кабинета министров Татарии Андрей Кузьмин сказал, что «не готов отвечать на вопросы, требующие серьезных консультаций».
Пока суммы задолженности регионов, особенно с учетом отсутствующей просрочки, достаточно невелики. Появление их связано в основном с относительной длительностью процесса пересмотра региональных бюджетов: хотя регионы начали, как и Минфин РФ, пересмотр осенью-зимой 2009 года, первый квартал 2009 года большая часть из них существовала со старыми доходными прогнозами и старыми расходным обязательствами. Однако если российский Минфин еще в декабре 2008 года смог задействовать свой ресурс — резервный фонд, в том числе и на предоставление регионам повышенных трансфертов и субсидий (так, 16 регионов РФ сформировали более 40% своих доходов за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности от Минфина) , то самостоятельно сбалансировать без резерва собственные бюджеты регионы были не в состоянии. Бюджетные кредиты для них были временным выходом из ситуации: «окно заимствований» для субфедеральных заемщиков на тот момент было уже полностью закрыто, да и сейчас размещать субфедеральные займы может, в целом, только Москва.
Между тем, как свидетельствуют данные мониторинга Минфина, уже на 1 января качество бюджетной политики регионов, улучшавшееся последние годы, резко ухудшилось. Так, 55 регионов РФ не имели к концу года трехлетнего бюджета, а десятки регионов не выполняли планы по показателям, связанным с расходами в коммунальном секторе.
Источник: Коммерсант