Как сказал «РГ» вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, сейчас в России ощущается нехватка банковских услуг, особенно в дальних регионах. Как известно, по разветвленности и количеству филиалов с почтой не может соперничать ни одна банковская инфраструктура. Сегодня это самая крупная розничная сеть, насчитывающая свыше 40 тысяч отделений. И теперь у них появится возможность не только расширить свои услуги, но и неплохо заработать. Как известно, почтовые тарифы на доставку писем, посылок регулируются государством как социально значимые и деятельность предприятия нельзя назвать высокоприбыльной. Расценки же на банковские услуги регулируются рынком. И когда на почте можно будет открыть, например, обменный пункт, это будет приносить доход.
После поправок в законодательства и реорганизации почта должна стать полноценным банковским объектом, считает Мурычев. Но необходимо будет обеспечить безопасность хранения средств, провести переподготовку сотрудников, чтобы у них была квалификация банковских служащих и они могли работать со специализированным программным обеспечением, которое тоже нужно закупить и установить. Как следствие, и фонд оплаты труда у почтовиков должен быть увеличен.
Однако, по мнению Мурычева, почтовый банк на первых порах будет достаточно затратным проектом, дивиденды можно получить не сразу. Для всей этой конструкции понадобятся значительные средства — 70 миллиардов рублей, считает вице-президент РСПП. Уже известно, что проект будет реализоваться совместно со Связь-банком, который входит теперь в структуру госкорпорации Внешэконом-банк. Наблюдательный совет госкорпорации 17 декабря уже принял решение о создании на базе банка федерального почтового банка, который будет работать, опираясь на существующую сеть отделений ФГУП «Почта России». «Государство через ВЭБ может направить на создание почтового банка 30 миллиардов рублей», — заявил тогда глава «Почты России» Александр Киселев.
В свою очередь в минкомсвязи также знают, что необходимы существенные затраты. Там рассматривают несколько вариантов организации финансовых услуг в отделениях связи. Это может быть и полноформатный банковский мини-офис, и выделенные окна для оказания финансовых услуг, и выполнение данных операций сотрудником в рамках совмещения с основной деятельностью. В 2009 году минкомсвязью уже разработана и находится на согласовании карта проекта «Развитие федеральной почтовой связи».
Пока же, как уточнили «РГ» в пресс-службе минкомсвязью, почтовые отделения не могут проводить полноценные банковские операции, поскольку у них нет лицензии на такую деятельность. Хотя «в состав услуг на почте входит оказание агентских услуг финансовым и страховым компаниям, заинтересованным в использовании возможностей федеральной почтовой сети для дистрибуции финансовых продуктов на территориях, где отсутствуют банковские учреждения и где их открытие заведомо нерентабельно», констатировали в министерстве. Более 30 коммерческих банков, не располагая собственными филиалами на местах, используют возможности разветвленной филиальной банковской сети.
Кстати, история оказания финансовых услуг на почте начинается еще в конце XVIII века, когда почтой Великобритании была организована служба почтовых переводов. Потом правительства Австрии, Великобритании, Франции и других европейских государств создали в своих странах почтово-сберегательные банки, а затем и системы обращения «почтовых чеков». Эта зародившаяся и развившаяся в Европе концепция оказания финансовых услуг на почте и конкретные формы ее реализации были распространены по всему миру.
Проведенное Всемирным почтовым союзом исследование показало, что почтовые ведомства предоставляют услуги в области финансов более чем в 160 странах мира. Доходы от этого составляют значительную часть доходов почты. В индустриально-развитых странах их доля составляет от 20 до 40 процентов, а в Японии с учетом доходов от оказания страховых услуг — более 92 процентов.
Источник: Российская газета