Российские банки в массовом порядке начали снижать ставки по автокредитам. Высокая конкуренция со стороны госбанков и кредитных организаций, аффилированных с производителями, будет стимулировать других игроков рынка автокредитования предлагать все более интересные условия выдачи займов. Эксперты прогнозируют стабилизацию уровня продаж автомобилей в 2010 году, поэтому банки начали активную борьбу за выживание на данном рынке.
С конца февраля практически все банки — лидеры в сфере автокредитования — начали снижать ставки по ссудам на покупку новых и подержанных авто. Диапазон снижения ставок колеблется от 0,5 до 4 процентных пунктов. У ВТБ24 базовые ставки по кредитам на новые автомобили с 5 марта составляют 14,5% годовых в рублях, у ЮниКредит Банка с 1 марта ставки по кредитам на приобретение нового авто снижены на 1,5--2,5%, до 14,5--16,5% годовых в рублях и до 11--12% по валютным кредитам. По программе кредитования подержанных автомобилей ставки составляют 15,5--17,5% годовых. Транскапиталбанк снизил ставки по кредитам в среднем на 3--4 процентных пункта: минимальная ставка в рублях сейчас 14% годовых, в валюте — 11%. У Сведбанка, также объявившего о снижении ставок, стоимость рублевого кредита колеблется теперь от 15% до 16,5% годовых в зависимости от срока предоставления кредита. Московский кредитный банк декларирует одни из самых низких ставок по автокредитам — 10--12% годовых.
Кроме обычных автокредитов банки сделали более привлекательными ставки и по займам, процентные ставки по которым субсидировало государство в рамках поддержки отечественного автопрома. Так сделали, например, ЮниКредит Банк и Газпромбанк.
Интересно, что банки не только снизили стоимость автокредитов, но и улучшили общие условия их выдачи, сократив первоначальный взнос и смягчив требования к потенциальным заемщикам. Например, если в прошлом году заемщик должен был предоставить от 20 до 30% от стоимости автомобиля, то сейчас взнос по кредиту снижен у многих финансовых институтов до 10%. Помимо этого банки предусмотрели возможность предоставления займа гражданам, не имеющим возможность официально подтвердить свои доходы. Правда, ставка тогда по кредиту может увеличиться на 1--2 процентных пункта. Ставка будет повышенной и в случае, если заемщик отказывается покупать страховой полис КАСКО: банки возобновили действие программ без обязательного страхования полной стоимости автомобиля.
Из-за кризиса спрос на автомобили со стороны граждан, платежеспособность которых за последние два года упала, сильно сократился. Это коснулось и кредитных машин, так как банки повышали ставки по займам, и граждане не хотели попасть в «долговую яму». В результате доля проданных в кредит автомобилей уменьшилась с 50% в 2008 году до 20% в 2009 году. В этом году возможен рост продаж. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ожидает рост рынка на 2,7%, до 1,5 млн автомобилей. Впрочем, до докризисного уровня — 2,8 млн автомобилей — пока еще очень далеко.
Источник: Известия