Перед сенаторами в течение десяти часов отчитывались глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн (на снимке в центре) и семь топ-менеджеров банка. «С моральной точки зрения то, что вы все делаете, раздражает большинство американцев, — сказала им сенатор-демократ Клэр Маккаскилл. — Людям трудно понять, как можно продавать продукты, против которых вы делаете ставки». Напомним, сенаторы обвиняют Goldman Sachs в игре против своих клиентов и сговоре с хедж-фондом Paulson & Co., по заказу которого банк организовал выпуск бумаг CDO, связанных с ипотекой. Как показало расследование комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) , фонд играл на понижение стоимости этих бумаг, имея при этом специальную страховку, которая позволила ему получить прибыль, когда цена на эти бумаги рухнула. Кроме того, по данным SEC, банк вводил в заблуждение инвесторов, уверяя их, что Paulson планирует инвестировать в эти ценные бумаги. «Не предполагалось, что эти бумаги должны рухнуть. Просто мы хотели сократить количество рисков», — таким образом Ллойд Бланкфейн объяснил сенатору-демократу Джону Тестеру, почему банк открывал позиции против бумаг, которые продавал своим клиентам. Однако г-на Тестера, который до прихода в политику был фермером, не удовлетворили эти сложные объяснения: «Простите, по-моему, мы тут говорим на разных языках. Мне кажется более чем странным то, что фонд Paulson заказывал вам выпуск определенных бумаг, при том что он ставил против этих CDO, после чего они рухнули».
Сенаторы и банкиры не сошлись во мнениях относительно того, сколько денег заработал банк на этих операциях. По словам главы подкомитета сената по расследованиям, демократа Карла Левина, банк заработал 3,7 млрд долл. за 2007 год за счет огромного количества коротких позиций против ипотечных бумаг. Однако финансовый директор Goldman Дэвид Виньяр сказал, что если учесть все понесенные убытки, бумаги, связанные с жилищной ипотекой, показали чистый доход менее 500 млн долл.
В ходе заседания сенаторы не стеснялись в выражениях, цитируя переписку сотрудников Goldman Sachs. «Как насчет того, что вы продали сотни миллионов этих бумаг, при том что ваши сотрудники знали, что это дерьмовые бумаги?“ — поинтересовался г-н Левин у Даниэля Спаркса, который возглавлял ипотечный отдел банка. — Это вас совсем не волновало?»
После слушаний Ллойд Бланкфейн, который постоянно заявлял, что компания «не сделала ничего неправильного», признался, что у него нет иллюзий относительно того, как сложно будет вернуть доверие американских граждан. «Уолл-стрит должна проделать много работы, чтобы вернуть доверие основной части общества. Нам нужно многое доказать гражданам, и мы твердо намерены заниматься этим», — заявил он.
Некоторые сенаторы активно использовали слушания для представления своей позиции по реформе финансового регулирования, которая на этой неделе была заблокирована в конгрессе Республиканской партией. Г-н Левин призвал к усилению регулирования, которое предусмотрено в законопроекте, а республиканец Том Коберн сказал, что предложенные демократами меры не решают проблему компаний, которые считаются «слишком большими, чтобы рухнуть».
«Обе стороны получили то, что хотели, — сказал профессор университета Калифорнии Роберт Хиллман. — Сенат сделал примерно то, что, с его точки зрения, нужно было сделать, то есть вызвать сотрудников Goldman и раскритиковать их. Goldman необходимо было продемонстрировать, что они не участвовали в мошенничестве или других противозаконных действиях. Похоже, им это удалось».
Источник: Время Новостей