Кредиты малому бизнесу подешевеют для ВЭБа

0 380

Потери бюджета составят 600 млн руб. в год, что на порядок меньше, чем аналогичное решение по субординированным кредитам коммерческим банкам. В ВЭБе ожидают, что взамен «пропорционально снизятся» ставки по кредитам малому бизнесу, однако банки пока не готовы к этому.

О том, что ВЭБ достиг договоренности с Минфином о снижении ставки по средствам ФНБ, выделенным на поддержку малого бизнеса, до 6,5% годовых, сообщил вчера глава ВЭБа Владимир Дмитриев. По его словам, «проект уже готов». При этом он подчеркнул, что ВЭБ рассчитывает на пропорциональное снижение ставок по кредитам и для конечных заемщиков — малых предпринимателей.

В 2009 году ВЭБ получил из ФНБ 30 млрд руб. до 2017 года под 8,5% годовых для реализации программ по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. По такой же ставке ВЭБ предоставил эти средства своему дочернему банку РосБР. Кредитование предприятий осуществляется через отобранные РосБР банки-партнеры — сейчас их у РосБР более 100. Год назад РосБР предоставлял партнерам финансирование в среднем под 10,5%, но в течение года появились новые программы со ставками 8,75—9,5%. РосБР рекомендовал банкам-партнерам кредитовать малый бизнес с маржой до трех процентных пунктов, но, по данным РосБР, на май 2010 года средняя ставка для заемщиков-малых предприятий составляла 15,2%, а в июне прошлого года — 18,2%.

Снижение стоимости средств антикризисной поддержки, поступающей из ФНБ через ВЭБ, началось с этого года. В 2008—2009 годах 17 банков получили от ВЭБа за счет средств ФНБ субординированные кредиты на 404 млрд руб. под 8% и 9,5% годовых, кредит на 40 млрд руб. получило Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Сначала снизили ставки для АИЖК — с 9,5 до 6,5% годовых, это обошлось ФНБ в 1,5 млрд руб. (см. «Ъ» от 26 апреля), чуть позже ставки были снижены и по кредитам банкам — на 1,5—2 процентных пункта, за счет чего ФНБ терял 6,6 млрд в год (см. «Ъ» от 21 июня).

От предлагаемого господином Дмитриевым снижения ставок для РосБР бюджет недополучит 600 млн руб. в год. «Это правильный шаг,— полагает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.— Если правительство снизило ставки по субординированным кредитам коммерческим банкам, то логично уменьшить и стоимость ресурсов для малого бизнеса». «В текущих условиях привлечение банками от РосБР средств под 9,5—10,5% годовых дает конечные ставки, превышающие ставки по стандартным кредитным программам банков»,— соглашается директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Екатерина Орлова. «Если для самого РосБР фондирование подешевеет, то, соответственно, снизится стоимость кредитных ресурсов и для банков-партнеров, и для конечных получателей»,— полагает заместитель руководителя управления стандартных кредитных продуктов Транскапиталбанка Ирина Кожина.

Впрочем, банки пока не готовы обещать, что «пропорционально» снизят ставки для конечных получателей. Например, для клиентов Промсвязьбанка сейчас конечная ставка по программе РосБР составляет до 17,5—18% годовых. «Эта ставка отражает не только стоимость кредитных ресурсов для банка и его расходы, но ожидаемые потери по таким кредитам»,— объясняет госпожа Орлова. Если говорить о возможности снижения ставки, то необходимо проанализировать финансовый результат банка от работы по программе РосБР, в том числе «оценить уровень дефолтности по сформированному портфелю», отмечает она. Пока оценить качество портфеля кредитов, выданных по этой программе, сложно — прошло меньше года с их выдачи. Именно из-за этих рисков банки, несмотря на снижение кредитных ресурсов от РосБР, будут стремиться сохранить маржу на уровне пяти-шести процентных пунктов, полагает господин Матовников. В РосБР вчера отказались обсуждать перспективы снижения ставок для конечных получателей.



Источник: Коммерсант

Поделиться

Комментарии

Отменить