
Некоторые российские банки выставляют цены на программы страхования жизни, здоровья и финансовых рисков в 3–18 раз выше реальной рыночной стоимости. Подобные услуги зачастую навязываются заемщикам одновременно с оформлением потребительского кредита.
По данным Службы финансового уполномоченного, в банке «Ак Барс», например, при заключении договора заемщик подписал договор страхования стоимостью 490 тыс. рублей, из которых финансовая организация перечислила страховщику лишь 43,6 тыс. Подобная ситуация не редкость и в других крупных банках, таких как СНГБ, Металлинвестбанк, Россельхозбанк и Промсвязьбанк.
Помимо этого, выявлено массовое навязывание дополнительных платных услуг третьими компаниями, вроде технической поддержки автомобилей, эвакуации и мелких ремонтных работ стоимостью от 100 до 360 тыс. рублей. При этом отказ в возврате средств мотивируется якобы фактом предоставления услуги сразу после заключения договора.
Большинство договоров не содержат информации о компаниях-поставщиках услуг, из-за чего банки отказываются возмещать затраты своим клиентам, утверждая, что сами данными услугами не занимаются.
Отдельно распространены случаи продажи опций по управлению процентной ставкой по кредитам, которые стоят заемщикам от 100 тыс. рублей и выше.
За первую половину 2025 года число жалоб на банки увеличилось на 40%, превысив отметку в 1,4 тыс. Причиной стало значительное увеличение числа споров вокруг неправомерных действий банков в отношении клиентов.
Центробанк ввел запрет на автоматическое включение дополнительных услуг в кредиты с сентября 2025 года. Теперь клиенты могут добровольно отказываться от предложений и требовать возмещение затрат в течение трёх рабочих дней.
Однако несмотря на принятые регулятором меры, россияне продолжают сталкиваться с проблемами навязывания допуслуг при получение кредита.
Если вы столкнулись с подобным случаем нарушением прав, специалисты рекомендуют сначала подать жалобу непосредственно поставщику услуги, затем направлять претензии в сам банк. Если оба этапа оказались неэффективны, обращайтесь в Центробанк и службу финансового уполномоченного.
Но главным правилом при заключении договоров эксперты называют внимательность при изучении документов и осмысленное принятие решений при покупке дополнительного пакета услуг.
По материалам Известия