Такой прогноз сделали авторитетные авиационные эксперты на 9-м Международном авиационном форуме «Крылья России», который прошел в Москве.
В его работе участвовали представители ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, аэропортов, государственных структур, международные аналитики.
Основной темой форума стали грядущие перемены на рынке российских авиаперевозок, связанные с сокращением числа авиакомпаний, проблемы Европейской системы торговли квотами на выбросы через призму российского воздушного транспорта, перспективы обновления отечественного авиапарка, безопасность полетов. Надо сказать, что трибуна временами сильно смахивала на «раскаленную сковородку»: спокойно говорить о проблемах нашей гражданской авиации сегодня, наверное, уже просто невозможно. По крайней мере, удавалось не каждому.
Серьезный анализ потенциала российского авиатранспортного рынка сделал исполнительный вице-президент по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону корпорации «Эрбас» Кристофер Бакли. По его оценке, Россия входит сегодня в первую десятку стран по спросу на воздушные суда. Так, в ближайшие 20 лет нам потребуется свыше тысячи новых самолетов. И это, безусловно, хорошо. По прогнозу, среднегодовой рост пассажиропотока в России составит 5,6 процента, что намного больше, чем среднегодовой показатель по миру (4,8 процента).
Как отметил Бакли, количество россиян, пользующихся воздушным транспортом, возрастет втрое. Российский «самолеторасклад» западным экспертам видится такой: 839 узкофюзеляжных машин, 145 — широкофюзеляжных и 22 — сверхбольших (таких как А-380). И уже сегодня, подчеркнул Бакли, на долю воздушных судов западного производства приходится три четверти всего авиапарка России, находящегося в эксплуатации. То есть 74 процента!
Заметим, что в 2004-2005 годах эта цифра не превышала 16. А в 1994 году она была на уровне 2 процентов. При этом самолеты старого поколения до сих пор составляют сегодня 60 процентов. Надо сказать, что «интервенция» западной техники в нашей стране началась не сегодня и даже не вчера. Это наглядно проиллюстрировал статистикой заместитель генерального директора ГосНИИ ГА Олег Страдомский. По его словам, в российском небе прописалось 424 пассажирских самолета-иностранца и только 39 — новых отечественных.
Так какая техника может заполнить вот-вот опустеющую нишу региональных перевозок? «Суперджет»? Как признался представитель «Эрбаса», он летал на нашем «новичке». И самолет ему понравился. Однако, по его словам, рынок российских региональных перевозок он заполнит не скоро и проблему не решит. «Все мы будем очень удивлены, если российской авиационной промышленности удастся в обозримом будущем удовлетворить потребность рынка России в новых самолетах», — заметил Бакли.
Похоже, на воздушные иномарки мы пересели всерьез и надолго. К 2020 году зарубежные самолеты будут составлять до 60 процентов отечественного пассажирского авиапарка и лишь до 30 процентов — грузового.
Наталия Ячменникова
Источник: rg.ru