Европейская комиссия готовит новшества в регулировании воздушного пространства. В результате дешевые билеты могут стать еще дешевле, а дорогие — еще дороже, считают эксперты. И дешевле будет летать ночью.
Пакет предложений должен вызреть в недрах Еврокомиссии предположительно в конце месяца, затем его будут рассматривать на совещании министров транспорта Евросоюза, которые собираются в Брюсселе 12 декабря. Предложения коснутся наземного обслуживания воздушных судов, мер по дальнейшему снижению шума, и самое главное — кардинальной либерализации системы так называемых временных слотов, выделяемых компаниям. Если до сих пор они были бесплатными, то отныне предполагается продавать это время на аукционах. Логика понятна, но последствия эта инициатива евробюрократов может иметь самые непредсказуемые, говорит генеральный директор консалтинговой компании ИНФОМОСТ Борис Рыбак:
«Это была такая священная корова в области гражданской авиации. Рынок воздушного транспорта в Европе полностью либерализован, все авиакомпании — большие или маленькие — теоретически обладают равными правами, за исключением как раз размещения этих слотов. Условно говоря, если бы Шерман имел лучшие слоты в Хитроу — выбрать их оттуда и забрать эти слоты ни коим образом было невозможно. Чем это обернется, сегодня предсказать очень сложно. Варианты такие: полный коллапс воздушного транспорта или, наоборот, поступательное развитие».
Последствия возможного нововведения непонятны в первую очередь потому, что произойдёт коренная ломка расписаний. Опасения вызывает также то, что в новой системе богатые компании смогут себе это позволить, но как это скажется на ценовой политике и рентабельности, совершенно непонятно. Говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Очередная странная идея европейцев. Ну, допустим, богатая авиакомпания купила — она должна задрать цены ещё выше, а в это время небогатая авиакомпания получила ночной или вечерний слот, и соответственно, к ней перебежали все пассажиры, потому что она дешевле их возит. Что выиграет богатая авиакомпания, покупая какой-нибудь утренний слот, — непонятно. А с другой стороны, допустим, Аэрофлоту не достался какой-нибудь выгодный слот — соответственно, не за горами ответные шаги. Мы начнем в своих аэропортах придумывать всякие препоны европейцам и под тем или иным предлогом отказывать им в слотах».
Ряд авиакомпаний — в первую очередь чартерные и лоукостеры еще год назад адресовали в Брюссель коллективное письмо, в котором они высказали мнение, что менять существующую систему нет абсолютно никакой необходимости. Тот аргумент, что новшество позволит значительно разгрузить аэропорты, наталкивается на практику лондонских Хитроу и Гэтвика, где его внедрение не дало желаемых результатов.
Андрей Жвирблис, Business FM