Бензин подешевеет только к 2015 году, считают эксперты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Однако не факт, что даже тогда нефтяники умерят свои аппетиты. Единственное спасение для автомобилистов, по мнению антимонопольщоков, — это переход НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, сообщает Autonews.
Эксперты уверены: очень скоро психологическую отметку в 30 рублей за литр 92-го жители всех регионов России успешно преодолеют. И параллельно с этим нет никаких надежд на то, что цены будут хотя бы минимально снижаться. Основное препятствие — налоги, доля которых в стоимости топлива уверенно стремится к европейскому уровню. Как уверяет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, в США она составляет 15%. В странах Старого Света — 70-80%. В России же на данный момент — 55-65%. Единственное спасение для автомобилистов — в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, считает чиновник.
«Перед ними стоит задача в 2015 году перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5. Для него предусмотрена ставка акциза на уровне примерно 5 тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин стандарта Евро-3 — порядка 10-11 тысяч рублей. Разница, как видите, существенная», — заявил Голомолзин.
На сегодняшний день никаких предпосылок к тому, что бензин упадет в цене хотя бы на несколько десятков копеек, нет.
Это могло бы случиться, если бы была одобрена одна из инициатив ФАС. «Мы предлагали повышать акцизы постепенно, с темпом инфляции, и сделать их гибкими: при росте цен на внешнем рынке — снижать, а при падении в определенном диапазоне, скажем, с 130 до 90 долларов за баррель, наоборот, повышать. Тогда можно было бы, с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой — уберечь экономику от вредных для нее ценовых колебаний», — рассказал замглавы ведомства.
Однако это предложение было в Минфине отвергнуто. За год средняя розничная цена литра бензина Аи-95 в Москве выросла с 27 рублей в январе 2011 года до 28,3 рублей в январе 2012 года.
Рост цен продолжится: после мартовских выборов президента цены на топливо могут начать расти в геометрической прогрессии. Ведь нефтяники постараются за счет производителя вернуть инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Слабым утешением, по мнению ФАС, станет улучшение качества бензина. «Чтобы потребитель понимал, какое топливо он покупает, есть идея маркировать качественный бензин прямо на заправке, в кассовых чеках.
Если вы заправились, к примеру, 95-м бензином пятого класса, а его качество не соответствует стандарту, вы вправе будете предъявить претензии к поставщику и к тем, кто осуществляет заправку. Надеемся, что система маркировки появится уже в нынешнем году. Таким образом, будет установлено четкое соответствие между ценой и качеством», — в частности, заявил Анатолий Голомолзин.
Между тем антимонопольщикам было дано ответственное «бензиновое» поручение на самом высшем уровне: президент Дмитрий Медведев вменил в обязанность главе этой службы Игорю Артемьеву провести мониторинг розничных цен на автомобильное топливо, а также наказать виновных в их искусственном завышении. Впрочем, как показывает опыт последних лет, это вряд ли
Напомним, ранее сообщалось, что цены на автомобильное топливо на заправочных станциях Владивостока пока не отреагировали на рост топливного акциза. С первого января он повысился на 1,5 рублей в пересчете на литр.
Источник: primamedia.ru