Торговля бытовой техникой уходит из столицы

0

Емкость рынка продаж бытовой техники России оценивается в €12 млрд. В будущем большую часть этих денег «откусят» электронная торговля и регионы.

Сети, торгующие бытовой техникой и электроникой, захватывают региональные рынки РФ. Экспансию могут тормозить низкие доходы потребителей в регионах и меньшие возможности развития современных форм ритейла, включая электронные продажи.

ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», российское подразделение немецкой Media-Saturn-Holding GmbH, планирует в 2012 году открыть в РФ более пяти гипермаркетов бытовой техники и электроники, сообщил журналистам директор по операционной деятельности «Медиа-Маркт-Сатурна» Гидо Обервальд. Особое внимание компания уделяет развитию в регионах.

Уже подписаны договоры по открытию магазинов в Мытищах Московской области, Белгороде, Рязани, Ульяновске, Волгограде. Окончательное количество новых точек зависит от сроков сдачи площадей девелоперами, так как «Медиа-Маркт-Сатурн» открывает магазины на арендованных площадях, передает РИА Новости.

«Медиа-Маркт-Сатурн»

36 магазинов в 17 городах России, из них четыре магазина Saturn, остальные — Media Markt. Средняя торговая площадь ее гипермаркетов составляет 3-4 тысячи квадратных метров.

В целом у ритейлера планы по открытию от 70 до 100 новых проектов в ближайшие три-четыре года.

«Рост в регионах намного выше, чем в Москве», — отметил Обервальд. По его словам, в некоторых региональных магазинах средний чек часто превышает чеки в столичных. Люди часто приезжают в магазин из глубинки и совершают единовременные крупные покупки.

Целесообразность намерений Saturn подтверждается данными исследования консалтинговой компании RRG, также обозначившими перспективность региональных рынков. Правда, и столичные рынки в плане возможного развития продаж бытовой техники исследователи со счетов не сбрасывают.

Общий объем рынка этой категории товаров в денежном выражении по подсчетам специалистов RRG оценивается в €12 млрд, 62% из них приходится на долю городов-миллионников.

Отстающая столица

При этом наибольшая обеспеченность в данном сегменте наблюдается именно на периферии. Москва же оказалась в числе регионов, наименее обеспеченных магазинами этой группы товаров.

На пятерых

Общая торговая площадь магазинов бытовой техники и электроники, расположенных в исследуемых городах, поделена между пятью основными игроками рынка, отмечается в исследовании RRG. Лидером является сеть «М.Видео», которая занимает 24%. Вторая позиция — у «Эльдорадо» (21%). На третьем месте «Техносила» (11%) , далее идет Media Markt (7%). «Эксперт» имеет 6%, остальные игроки — 31%.

По словам председателя совета директоров ГК RRG Дениса Колокольникова, в различных регионах могут превалировать как федеральные, так и местные операторы.

Например, в Москве, Волгограде, Владимире и Иваново крупные федеральные сети охватывают более 90% рынка. А в Уфе, Владивостоке, Калининграде, Мурманске и Хабаровске доля местных операторов превышает 70%.

Президент ИК «Финам» Владислав Кочетков отмечает, что по сравнению с Европой, насыщенность торговыми площадями рынка Москвы в этом направлении отстает в 2-3 раза.

Темпы роста в столице будут уступать региональным показателям ввиду высоких цен на недвижимость, дорогих займов и проч. В регионах же основным сдерживающим фактором станут более низкие доходы потребителей и меньшие возможности развития современных форм ритейла, включая электронные продажи.

«Онлайн-продажи отвоюют часть рынка в Москве и Петербурге. Это 80-90% всех продаж в Сети, но есть и тенденция по развитию региональной логистики со стороны лидеров этого рынка. Даже „Почта России“ оптимизирует сотрудничество в сегменте доставок покупок из онлайн-магазинов. Из регионов перспективными также представляются Иркутск и Тюмень — два-три года и они будут одними из самых конкурентных в России», — комментирует эксперт Firstnews.

По совокупности характеристик к наиболее перспективным городам для развития электронно-бытового сегмента ритейла эксперты RRG относят Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск и Московскую область.

На западном фронте без перемен

Генеральный директор аналитического агентства RusTele.com Юрий Брюквин отмечает, что в крупных городах-миллионниках и близких к ним по количеству жителей населенных пунктах присутствие четырех крупнейших игроков ( «Эксперта» Юрий Брюквин не считает крупным игроком) «в великолепную пятерку превратить очень сложно».

«В регионах есть сильные сети, которые держат свою долю рынка, таких компаний примерно 14-15. Та картина, которую мы наблюдаем по этому рынку сейчас, продолжится в течение 2012 года и, как минимум, последующего», — сказал он корреспонденту Firstnews.

Между тем, не все крупнейшие игроки собираются наращивать продажи в 2012 году путем экспансии в новые регионы — сеть «М.Видео» заявила ранее о планах по интеграции продаж за счет внедрения высоких технологий.

Речь идет о развитии мобильных платежей, контроле и управлении складом с помощью чипов радиочастотной идентификации (RFID) , управлении ценообразованием с помощью систем оперативного мониторинга цен в Интернете.

Последнее средство особенно важно в свете того, что в периоды снижения покупательской активности на первый план выходит именно ценовая конкуренция. Внедрение этих технологий поможет «М.Видео» увеличить продажи на 30% в течение трех лет, надеются в компании.

Григорий Васюков, firstnews.ru

Поделиться

Комментарии