Продуктовая монополия

0 672

Цены на продовольствие в России до конца года вырастут до 50%, и не только на импорт, заявляют представители торговых сетей. Они винят девальвацию рубля и рост цен производителей. Те кивают на то, что сети просто не хотят сокращать свою маржу. Незавимые же эксперты считают, что потребитель вынужден расплачиваться за монополию крупных производителей и торговцев, которую государство позволило выстроить на рынке.
Российским гражданам следует приготовиться к резкому подорожанию продуктов питания. Об этом предупредили участники международного саммита лидеров продовольственного рынка, прошедшего на прошлой неделе в России.
«Дешевых продуктов, которые были еще в октябре — ноябре прошлого года, теперь не будет», — заявил председатель координационного совета Союза независимых сетей России (НСР) Олег Пономарев. Согласно его расчетам, только в первом квартале цены на продукты питания могут вырасти на 6-7%, а по итогам года подорожание может превысить 20%. «По грубой оценке, к концу года рост составит 30%», — назвал еще более неприятную цифру корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор компании Business To Business Production Group, хозяина проходившего саммита, Алексей Филатов. «Рост цен будет значительным, по итогам года в лучшем случае он будет 25%, в худшем — 45%», — разделяет эту точку зрения председатель правления компании «Холидей» Сергей Степанов.
«Цены будут повышаться скачкообразно. Наибольшее повышение цен будет на импортные товары. Верхняя граница повышения цен составит 40-50%», — еще более категорична руководитель по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан» в России Мария Курносова.

Ритейлеры называют несколько причин такого роста цен. Первая — девальвация рубля, которая приводит к подорожанию импорта, о чем подробно писала «Газета.Ru». Играют роль также наличие большого числа посредников между производителями и торговлей, а также меры, которые власти ряда субъектов принимают по ограничению поступления на рынок продукции из других регионов. Но главным фактором, с точки зрения сетей, является рост цен производителей. «На сегодняшний день мы имеем последнее дешевое яйцо и дешевую курицу», — убежден Пономарев. «С Нового года объективно растут издержки, не зависящие от нас, производители присылают новые цены, в частности на колбасу и мясную продукцию, и предупреждают о дальнейшем росте цен», — объяснил он. «Процесс повышения цен на отечественную продукцию неизбежен. Во-первых, в некоторых продуктовых категориях отечественные товары изготавливаются на основе импортного сырья, которое, соответственно, дорожает из-за девальвации рубля. Во-вторых, не редкость, к сожалению, когда отечественные производители, видя, что конкурирующая импортная продукция подросла в цене, повышают и свои закупочные цены. Сейчас мы, например, получили предложение о повышении цен от „Вимм-Биль-Данна“, „Юнимилка“, „Лактиса“, „Лен.Обл.Молока“, — рассказал „Газете.Ru“ заместитель директора по закупкам направления food компании „Лента“ Игорь Лукашкин. Сами же сети, утверждают их представители, работают на грани рентабельности. „Сети — не враги, которые окружили покупателя ужасными ценами. Они максимальным способом хотят сохранять цены, так как они живут за счет ассортимента, качества обслуживания и уровня цен“, — убеждает Филатов. По словам генерального директора копании „Лента“ Алексея Борброва, средняя наценка в крупных сетях составляет от 18 до 20%. Чистая прибыль — около 3%.

Однако производители опровергают утверждения о том, что это они повинны в росте цен в магазинах. „На молоко и молочные продукты мы цены не повышали. Последнее повышение было в октябре, и оно имело сезонный характер. С 20 февраля мы установим новые, более высокие цены лишь на узкую цепочку немолочного детского питания, где используются импортные ингредиенты“, — собщила „Газете.Ru“ пресс-секретарь «Юнимилк» Юлия Гончаренко. «Мы не планируем повышать цены в ближайшее время. Лишь только ближе к осени можно будет говорить о сезонном подорожании», — добавляет она.

Напротив, производители обвиняют торговцев. «Сети сейчас ведут себя как настоящие агрессоры. Договорная кампания на 2009 год зашла в тупик. Сети в ультимативном режиме требуют на десятки процентов от условий 2008 года увеличить бонусы и кредиты; за каждый чих — штрафы 100% от заказа», — рассказал «Газете.Ru» представитель одного из крупных мясоперерабатывающих комбинатов. «Сети, в частности бренды, принадлежащие „Группе Х5“, „Пятерочка“, „Перекресток“ и „Карусель“, представили поставщикам продукции новые договора на 2009 год, в которых существующие условия пересмотрены в сторону, значительно ухудшающую положение поставщиков», — привел он пример.

«Последние два-три года экономика работы производителей с сетями была очень низкой, но мы мирились с этой ситуацией, рассчитывая увеличить долю на рынке. Производителям приходилось это терпеть, поскольку сети декларировали, что вся остальная розница ориентируется на ассортимент и цены именно сетевого канала», — рассказал «Газете.Ru» источник на еще одном пищевом предприятии.

«Несколько лет на рынке присутствовал стремительный рост, который расслабил сетевиков. В частности, они позволяли себе жесткие отношения с производителями. Ритейлеры диктовали цены, маржу, в системе отношений было большое количество условий по логистике и рамок на бонусы», — вынужден согласиться Филатов.

В нынешних условиях сети должны не просто сокращать маржу за продажу или вхождение товара на рынок, а полностью пересматривать структуру отношений с производителями, считают эксперты. «Иначе при тех наценках, которые существуют, предприниматели просто не понесут товар в сеть», — полагает председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков.

Фактически потребитель расплачивается за политику, которую проводило правительство в секторе торговли. Спор идет между крупными производителями и крупными продавцами, которые меряются силами в отсутствие конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса.
«Развивая розницу, у нас душили малый бизнес. Крупным сетям было выгоднее покупать у импортеров, потому что отечественный производитель был в основе своей мелкий или средний», — отмечает депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. «Сейчас в России не сформирована цепочка „малый производитель — малый продавец“. Всё собой заместили сети. На данный момент всем понятно, что в сетях масса изъянов.

Сети, отправляясь в регионы из центра, тащили за собой поставщиков, убивая местные системы поставки продукции. Они разоряли систему поставки», — подтверждает Хандриков. «Это поставило покупателя и отечественного производителя в автоматическую зависимость от монопольной роли сетей и, в свою очередь, от импортной продукции. Рост цен, который мы увидели и увидим в магазинах вследствие удешевления рубля, станет прямым следствием этой политики», — говорит Дмитриева.

Инфляция в РФ в феврале 2009 года составит 1,4-1,6% по сравнению с 2,4% в январе и 1,2% в феврале 2008 года, рассказал «Интерфаксу» источник в одном из ведомств финансово-экономического блока о прогнозе Минэкономразвития. По оценке министерства, продовольственные товары в феврале подорожают на 1,9% — 2,1%, непродовольственные — на 1,3% — 1,5%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, составит в феврале 1,4 — 1,6% против 1,3% в январе и 1% год назад. Росстат подсчитал прирост потребительских цен в 0,3% за неделю с 27 января по 2 февраля. Особенный рост наблюдался на продукцию, зависимую от импорта. В целом погоду Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 13%. Аналитики с этим не согласны. Согласно консенсус прогнозу, подготовленному «Интерфаксом», инфляция в 2009 году составит 14,4%.
В целом, рентабельность российских сетей выше, чем у зарубежных коллег. В 2007 году у Седьмого Континента, группы X5, ОАО Магнит EBIT margin прибыль составляла 8,9%, 6,5% и 4,5% соответственно. Крупнейшие американские продовольственные ритейлеры довольствовались гораздо меньшей рентабельностью. У крупнейшей сети супермаркетов США компании Kroger этот показатель в позапрошлом году был на уровне 3,3%, у второй по объему доходов корпорации SUPERVALU Retail он был лишь чуть выше и составлял 3,7%. То есть операционная рентабельность отечественных сетей была в полтора — два раза выше, чем у американских ритейлеров….

Поделиться

Комментарии

Отменить