С апреля Белоруссия сворачивает поставки молочной продукции на российский рынок. Это предпринимается по инициативе России, которая хочет защитить своих производителей. Как сообщила министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, будут «доведены до минимума» поставки цельного сухого молока и сухой молочной сыворотки. В качестве компенсации убытков партнеру по Таможенному союзу разрешено ввозить больше сыров. Кроме того, Минск принял обязательство не снижать рекомендуемые базовые цены на молочные продукты для российского рынка до конца 2012 года. Уровень базовых цен будет уточняться каждые две недели.
О том, почему Россия вынуждена защищать своих потребителей от качественного и недорого молока от партнера по Союзному государству, «СП» рассказала аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Виктория Берлай.
«О перепроизводстве в молочной сфере говорить не приходится. Сегодня Россия обеспечивает себя всеми видами молочных продуктов лишь на 30% — остальные 70% закупаются и ввозятся из-за рубежа. Ограничение импорта связано с интересами наших производителей. Сегодня средняя закупочная цена 1 литра сырого молока в России составляет около 15 рублей. Правда, по разным областям ценовой разброс довольно велик. Так, в Ивановской области, литр молока высшего сорта на конец марта составлял 15,62 рубля, а в Нижегородской области — 17,00 рублей. Однако наших производителей нельзя обвинять в том, что они завышают цены. Их рентабельность не очень велика, она колеблется на уровне 8%. То есть с каждого проданного переработчикам литра хозяин буренки зарабатывает не более полутора рублей. Так что себестоимость молока в соседних со столицей областях колеблется в коридоре 14-16 рублей.Теперь сравните: в этот же период молоко от белорусских производителей с учетом транспортных расходов переработчик может купить в Москве по цене менее 12-13 рублей за литр. Конечно, производители боятся демпинга со стороны соседей, и этим объясняется протекционизм на государственном уровне».
Дешивизна белорусского молока, по мнению эксперта, обусловлена ролью государства: «Большинство сельхозпредприятий являются государственными. Соответственно, правительство вкладывало деньги в их переоборудование и развитие. Они имеют планы и квоты на поставку продукции — то есть гарантирован сбыт. Есть большой административный ресурс, который заставляет их работать по отлаженным планам и финансовые поблажки, в том числе налоговые. Собственно, вот это выгодное отличие от российских предприятий, в том числе по себестоимости и ценам, произошло в последние 10 лет. Ключевую роль сыграла активная позиция государства».
Фактически сегодня, договариваясь с белорусами, правительство защищает переработчиков-перекупщиков. Нашим производителям стабильность цен и так гарантирована с учетом небольшой доли на рынке. Страдают только потребители, то есть население?
«Среди компаний-переработчиков сегодня доминируют на рынке три коммерческие структуры, которые фактически задают тон. Они обещают делать какие-то инвестиции в инфраструктуру, но, в любом случае, масштаб эти вложений будет весьма и весьма ограничен. Например, 50 млн рублей в относительно крупный проект. Их проекты могут помочь развивать отрасль и привлекать новые инвестиции, хотя конкретной задачи развития российского села у них нет. Тем более, все три структуры с иностранным преобладанием: PepsiCo, купившая в прошлом году „Вимм-Биль-Данн“, группа компаний Danone-Юнимилк и OLAM в объединении с „Русской молочной компанией“, — утверждает Виктория Берлай.
Николай Чеховский, svpressa.ru