Комитет по экономполитике Госдумы поддержал предложенные ФАС поправки к закону «О защите конкуренции», которые в случае принятия расширят для антимонопольной службы право требовать прямого ценового регулирования на отдельных рынках, игнорируя баланс спроса и предложения и ограничивая возможную рентабельность.
В пятницу комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону «О защите конкуренции». Законопроект представляет собой наименее дискуссионную часть «второго антимонопольного пакета» поправок к закону о конкуренции, разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Согласованные с ведомствами предложения ФАС прошли обсуждение на заседании правительства 22 декабря 2008 года. Тогда ФАС совместно с Минэкономразвития было поручено доработать проект, 19 января 2009 года он внесен в Госдуму.
Поправки, обсуждаемые в Госдуме, уточняют полномочия правительства по определению порядка недискриминационного доступа к товарам и услугам госмонополий, вводят запрет на государственные и муниципальные преференции, повышают пороговые значения активов (с 3 млрд до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 млрд до 10 млрд руб.) компаний, сделки по которым требуют согласования с ФАС. Но наиболее спорной нормой законопроекта ФАС стало новое определение «монопольно высокой» и «монопольно низкой» цены товара — одного из ключевых понятий закона о конкуренции.
В соответствии с действующим законом для признания цены товара монопольно высокой ФАС необходимо доказать, что его цена выше, чем цена на «сопоставимом» конкурентном рынке, и выше, чем «разумная» прибыль и «разумные» издержки производства. Таким образом, при определении цены учитывались и факторы издержек, и факторы баланса спроса и предложения. В законопроекте ФАС предлагается иная формулировка: «Цена товара может быть признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли при отсутствии на территории РФ сопоставимого товарного рынка».
ФАС настаивает на формулировке, убеждая, что закон в действующей формулировке слишком легко обходить. «Два года применяя закон „О защите конкуренции“, мы убедились, что использовать критерий сопоставимого рынка не всегда удается. Любая наша попытка сопоставить цену на одном рынке с ценой на другом разбивалась об аргументы адвокатов: рынки несопоставимы по тем или иным критериям. Поэтому сделана оговорка: если сопоставимого рынка найти не удается, используется принцип разумных затрат и разумной прибыли»,- пояснил «Ъ» заместитель главы ФАС Андрей Цыганов.
Эксперты считают, что оговорка ФАС позволяет вводить ценовое регулирование на широком спектре рынков и ограничивать прибыль от удачной рыночной конъюнктуры. «Появляется возможность не учитывать факторы спроса и предложения — чтобы цена не была признана монопольно высокой или монопольно низкой, она должна соответствовать обычным издержкам и прибыли. Фактически этим мы получаем возможность ценового регулирования»,- говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. Он констатирует, что порядок определения размеров «разумной» прибыли в законе не прописан. По его мнению, порядок ее расчета будет аналогичен порядку, принятому для госмонополий (этими расчетами занимается Федеральная служба по тарифам).
Поручение правительства к ФАС и Минэкономики требовало ограничить расширительное толкование именно этой нормы. В ФАС «Ъ» пояснили, что для определения уровня «разумной прибыли» предполагается использовать практикуемый в ЕС «принцип разумного инвестора». Соответствующие поправки к проекту будут подготовлены ФАС к второму чтению закона в Госдуме, сообщил господин Цыганов. В Минэкономики же «Ъ» сообщили, что «в части критериев монопольно высокой цены» проект до сих пор нуждается в доработке. А по мнению господина Новикова, чиновники ФАС «изобретают велосипед»: более детальная и проработанная методика содержится в разработанных Минфином поправках к Налоговому кодексу по трансфертному ценообразованию. Кроме двух критериев, используемых ФАС, Минфин предлагает еще четыре: среди них анализ цены последующей реализации товара, цены реализации продукта переработки, вычисление сопоставимой рентабельности. Отметим, впрочем, что эти критерии для работы ФАС более трудоемки. При этом ФАС пока не заявила о готовности сравнивать российские рынки с сопоставимыми иностранными для определения монопольно высокой цены, что решило бы значительную часть проблем.
Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена, но в ФАС рассчитывают, что Госдума примет закон в целом до завершения весенней сессии.
Источник: КоммерсантЪ