Финансовый директор Coca-Cola Гари Фэйард недавно объявил, что его компания собирается вернуться к использованию многоразовой тары — проще говоря, к мойке стеклянных бутылок. Это сэкономит материалы и в условиях кризиса позволит предложить потребителям лучшую цену, уверен CFO. Coca-Cola вернулась к стеклу в Индонезии, на очереди, по словам Фэйарда, Латинская Америка и Россия.
С Россией, однако, компания погорячилась. Coca-Cola, конечно, могла бы снова запустить свои заводы по мытью бутылок. Вот только где их взять? От некогда налаженной системы сбора стеклотары почти ничего не осталось, а значит, получать возвратное стекло с рынка сейчас нереально, сетуют в московском офисе Coca-Cola. Компания еще три года назад полностью перешла с многоразовых на одноразовые бутылки: они вдвое легче, у них тонкие (читай — экономичные) стенки и, соответственно, стоят они дешевле. К тому же в стекле Coca-Cola продает в нашей стране менее 1% своей продукции — в основном в HoReCa.
Но пока американцы думают, как вернуть на российский рынок бабушку с авоськой пустых бутылок, в пивоваренной компании «Балтика» работа по сбору оборотной тары идет полным ходом. По словам начальника отдела координации и развития сырьевых ресурсов «Балтики» Станислава Шиткова, к концу 2008 г. пивоваренная компания увеличила долю оборотных бутылок в своем производстве до 35%, тогда как двумя годами ранее этот показатель не превышал 25%. При этом сотрудничество с более чем полусотней поставщиков во всех регионах, где расположены заводы «Балтики», будет расширяться, утверждает Шитков. Выгода здесь, казалось бы, очевидна: у «Балтики» доля стекла в общем объеме тары составляет около четверти. А побывавшая в употреблении бутылка обходится компании на 20-35% дешевле новой.
Впрочем, энтузиазм питерских пивоваров на рынке разделяют не все. В компании «Эфес» считают слишком дорогим удовольствием выстраивать централизованную логистику по приему стеклотары — учитывая, что закупочная цена новой бутылки, как правило, не превышает 3 руб. Кроме того, с бэушной тарой хлопот не оберешься. Приходится проводить отбраковку битых или слишком грязных бутылок (в том числе посредством электронного сканирования на предмет мелких повреждений) , а затем долго их отмывать. Стеклянная бутылка предварительно замачивается, затем промывается в щелочных ваннах при высоких температурах, подвергается шприцеванию, термической и механической обработке и, наконец, ополаскивается. На все про все уходит до 50 минут.
Однако, возможно, все эти сложные технологические процедуры и сопряженные с ними затраты имели бы смысл, располагай вторичный рынок необходимыми объемами кондиционной тары. Но увы: с тех пор как на российском рынке производители напитков перешли к фирменному дизайну упаковки, стандартная стеклянная бутылка утратила актуальность для многих компаний. Они предпочитают не связываться с имеющимся многообразием, а дожидаться, пока бутылки пойдут в бой, и уже после этого закупать у стеклоперерабатывающих заводов вновь выплавленную тару. В развитых странах так и поступают: в Голландии, например, до 80% стекла идет в переработку. И большинству, естественно, хочется быть ближе к Европе, чем к Индонезии, — вопреки кризису и расчетам Coca-Cola.
Источник: SmartMoney