5 марта состоялся совет директоров МТС, на котором обсуждался вопрос одобрения публичной оферты от компании «Евросеть», рассказали два источника, знакомых с ходом переговоров. По соглашению «Евросеть» за полтора года продаст 7,2 млн контрактов МТС, что обойдется оператору в $172,8 млн.
Собеседник, знакомый с ходом переговоров, говорит, что МТС и «Евросеть» уже договорились. «Сейчас согласованы только коммерческие условия возможной сделки, но структура пока не определена»,- уточняет он. Президент «Евросети» Сергей Ющенко отказался от комментариев. Директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская отмечает, что совет директоров действительно состоялся, но «дилерское соглашение с „Евросетью“ не обсуждалось — это не компетенция совета директоров».
В сентябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) , одобряя сделку о покупке «Вымпелкомом» 49,9% «Евросети» у Александра Мамута (сейчас предпринимателю принадлежит 50,1%) , предписала ритейлеру не создавать дискриминационных условий для других операторов. Сейчас доля продаж контрактов этого оператора в салонах «Евросети» «стремится к 60%», в то время как доля МТС составляет порядка 20%, говорит один из топ-менеджеров ритейлера. После дилерского соглашения с МТС доля последней «может превысить 35%».
«Евросеть» владеет 5,1 тыс. салонов связи в России, Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Армении и Киргизии. Оборот за 2008 год — $5,7 млрд.
МТС — крупнейший сотовый оператор в России. Общая абонентская база по итогам третьего квартала 2008 года — 87,57 млн человек. Выручка по US GAAP по итогам девяти месяцев 2008 года — $7,83 млрд, чистая прибыль — $1,79 млрд. Основной акционер — АФК «Система» (52,8%). Капитализация вчера на NYSE — около $9 млрд.
Практика, когда ритейлеры продают долю в объемах подключений абонентов, существует с 2006 года, однако официально об условиях заключенных соглашений предпочитают не распространяться как мобильные операторы, так и сотовые ритейлеры. По оценке Mobile Research Group (MRG) , сейчас доли на рынке сотового ритейла распределяются следующим образом: «Евросеть» — 30%, «Связной» — 19%, «Эльдорадо» (включая сотовые салоны и магазины электроники) — 10%, «Телефон.ру» — 3,5%, другие — 37,5%. «До осени прошлого года основные продажи контрактов МТС приходились на „Евросеть“, поэтому сделка ритейлера с „Вымпелкомом“ была чувствительна для нее, а свою розницу компания только выстраивает»,- рассуждает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. На прошлой неделе МТС заключила соглашение с мажоритарным акционером группы компаний «Связной“ Максимом Ноготковым о переходе на работу в МТС в качестве управленческой команды сети салонов связи 14 менеджеров сотового оператора. “МегаФон», вышедший на рынок позже конкурентов, по его оценке, менее зависим от договоренностей с ритейлерами. «Компания изначально выстраивала альтернативные каналы продаж контрактов»,- напоминает господин Муртазин.
Противоположного мнения относительно сотовой розницы «МегаФона» придерживается независимый аналитик, преподаватель программы MBA Академии народного хозяйства Владимир Богданов (в 2002-2007 годах вице-президент по маркетингу «Евросети»). Эксперт отмечает, что по итогам прошлого года более трети продаж контрактов было реализовано сотовыми ритейлерами. В 2008 году всего в России было продано 64 млн SIM-карт, из которых 37,4% пришлось на сотовую розницу: «Евросеть» — 19,3%, «Связной» — 8%, «Телефон.ру» — 3%, «Беталинк» — 2,1%, «Цифроград» — 2%, Dixis — 1,8%, сотовые салоны «Эльдорадо» — 1,2%. Долю собственных офисов операторов в общих продажах контрактов он оценивает в 10%.
Источник: КоммерсантЪ