Пассажиропоток Московского метрополитена из-за кризиса снизился на 200 тысяч человек в день. А в рабочие дни стали продавать на 400 тысяч поездок меньше. По этой причине метрополитен в этом году недополучит около 3 млрд рублей. Об этом заявил глава Московского метро Дмитрий Гаев.
Метроначальник уточнил, что час пик в связи с уменьшением потока пассажиров сократился до полутора часов с прежних двух с половиной.
Основной причиной падения пассажироперевозок стало резкое уменьшение количества потенциальных пассажиров вследствие массового сокращения персонала на предприятиях. А большинство временно оставшихся без работы не пользуются метрополитеном ежедневно.
Аналитики также говорят еще об одной причине — падении деловой активности. «На наш взгляд, снижение пассажиропотока и возможные убытки московского метрополитена в первую очередь связаны с общим снижением деловой активности на фоне кризиса», — говорит аналитик ИК «Финам» Максим Клягин.
«Спад деловой активности — это косвенная причина, — отмечает директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. — Но понятно, что кризисные явления отражаются на активности организаций и их представителей. Чем менее активна компания на рынке, тем меньше необходимости совершать визиты, поездки, использовать курьеров, то есть в том числе использовать метро. Таким образом, активность напрямую связана с экономической ситуацией».
Однако ухудшение финансовых показателей не означает замораживания новых проектов Московского метро. По словам Дмитрия Гаева, в 2009 году столичные власти выделят 36 млрд рублей на строительство новых станций. Гаев напомнил, что стоимость строительства 1 км двухпутного участка метрополитена на сегодняшний день составляет порядка 7 млрд руб.
Всего в 2009-2015 годах, согласно постановлению правительства Москвы «Развитие метрополитена в Москве», на финансирование Московского метрополитена из городского бюджета будет выделено 342 млрд рублей, а из федерального — 247,6 млрд.
«Метрополитен планировал направить свои доходы на финансирование инвестпрограммы по строительству новых станций. Однако если бюджет метрополитена действительно недополучит средства в размере 3 млрд рублей, руководству придется либо принимать решение по прекращению строительства новых станций, либо усиливать присутствие рекламодателей в вагонах, о чем заявлялось не раз», — предположил в интервью BFM.ru ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Как бы то ни было, уже в этом году планируется ввести в эксплуатацию станции «Волоколамская» и «Митино» на строящемся сейчас участке Митинской линии от Строгино до Митино. С 2010 года планируется продлить Люблинско-Дмитровской линию в направлении «Лихобор», а также линии от станции «Выхино» до Жулебина. Помимо этого, к 2012 году в Митино запланировано открытие третьей станции на пересечении Митинской улицы и Пятницкого шоссе.
При этом расходы на строительство будут значительно снижены. Оптимизация планов по развитию метро на ближайшие 4 года — в частности, разработка типовых проектов станций и предполагаемое снижение затрат на декорирование новых станций — позволит сократить расходы, как минимум, на 1 миллион рублей.
Эксперты утверждают, что снижение прибыли не отразится на стоимости проезда, которая в России на сегодняшний день остается весьма низкой по сравнению с уровнем большинства развитых стран. «Данный фактор, в свою очередь, негативно влияет на рентабельность бизнеса в данной сфере. К примеру, рентабельность Московского метрополитена составляет около 6-7%, что примерно в два раза ниже аналогичного среднего уровня для европейских стран, — говорит аналитик „Финама“. — Естественно, кризис прямо не влияет на стоимость проезда, и лишь косвенно может отражаться в размерах ежегодной индексации тарифа. Это происходит потому, что цены на проезд на общественном транспорте устанавливаются директивно местными властями, а не формируются, как в других случаях, под воздействием колебаний спроса и предложения».
Источник: BFM.ru