Прямо наваждение. В течение недели мне вдруг ни с того ни с сего несколько раз попался термин «бизнес-ангел». Мы даже заспорили с литературным редактором — слово это или словосочетание? Так или иначе, но оно сейчас явно набирает популярность, в чем можно удостовериться, поискав свежие упоминания термина в Интернете. Особенный шум возник вокруг недавнего предложения Олега Тинькова выделить на реализацию едва ли не любого завирального проекта от $200 000 до $1 млн, только при условии, что автор идеи вложит такую же сумму, а контролировать расходование средств будет сам Тиньков или его люди.
Стало быть, у явления должны быть серьезные причины. Бизнес-ангел, как известно, — это инвестор, готовый вкладывать деньги в проект на его самых ранних стадиях: «посеве» и стартапе. Это более отважный инвестор, чем даже венчурный капиталист, который хотя тоже сильно рискует, но уже задумывается о превращении стартапа в бизнес. У ангела нет ни отчетности, ни других объективных сведений о проекте — только собственная интуиция да вера в способности непосредственных исполнителей. И вот таких бизнес-ангелов все больше.
Не так уж удивительно, в сущности, — ну, а куда еще вкладывать? Привычные виды бизнеса в кризис практически перестали приносить прибыль. Потребительский спрос упал повcеместно. Несладко приходится даже таким монополистам, как РЖД. А кто сейчас решится открыть ресторан, турагентство, риелторскую контору? Или банк. Сколько их попадало с осени… Не говоря уж о том, что для открытия банка нужно внести в капитал €5 млн и проще купить существующее учреждение — можно обойтись впятеро меньшей суммой. Но каковы перспективы? Кризис отбраковал самых слабых участников традиционных рынков, выжили сильнейшие — хотите с ними побороться?
Другое дело стартапы. Да, девять из десяти проектов не выживут — и то если вы не станете рисковать совсем уж безрассудно и проведете due diligence. Но в нынешней ситуации есть свои плюсы. Исполнители фонтанируют идеями, а стоят намного дешевле, чем год назад. Меньше издержки — побольше шансов выйти на рентабельность, тем более что окончание стартапа уже придется на период, когда кризис закончится и начнется всеобщий рост. Добавьте сюда имидж предпринимателя, у которого не так уж плохи дела, раз он позволяет себе инвестировать в рискованные проекты. И не простого предпринимателя, а современного и патриотичного — стартапы же в основном предлагаются технологичные, а инновации — наше светлое будущее.
Все хорошо, в общем. Если что и смущает, так только названия стартапов, поскольку авторы творят на всю катушку: «Рисоваська», Govoroon, AdCraft…
Не страшно. Когда-то и Yahoo!, и Google, и Amazon звучали странновато. А вот поди ж ты — выстрелили.
Автор: Александр Малютин
Источник: