Российские потребители превратились в пессимистов

0

Индекс потребительского доверия, рассчитанный Nielsen по итогам опроса потребителей 50 стран, в феврале — марте упал по сравнению с октябрем 2008 г. на 7 пунктов до 77. Самое большое падение продемонстрировала Россия: значение индекса в апреле составило 75 пунктов против 104 в октябре 2008 г., когда страна входила в число лидеров по оптимизму. «Выжидательные настроения, наблюдавшиеся в России в конце 2008 г., сменились резким разочарованием и ожиданием самого худшего», — объясняет Дуайт Уотсон, гендиректор «Nielsen Россия». Волна увольнений, девальвация рубля и снижение темпов роста бизнеса во многих секторах экономики заставили россиян вспомнить кризис десятилетней давности, считает он. Около 55% российских респондентов Nielsen считают свои перспективы на рынке труда «не слишком хорошими», а 29% полагают, что сейчас плохое время для поисков новой работы.

В этой ситуации 79% опрошенных россиян сократили расходы по сравнению с прошлым годом, показывает исследование. Больше всего — 65% россиян — экономят на покупке новой одежды и развлечениях вне дома, 54% опрошенных сократили покупки компьютеров, мобильных телефонов и т. д., 53% меньше тратят на смену мебели и крупной бытовой техники. А 42% вынуждены экономить на еде. Среди популярных способов сократить расходы — переход на более дешевые марки продуктов (44%) и на более дешевый алкоголь (33%).

Сейчас все больше россиян предпочитают откладывать свободные деньги на черный день, а не тратить: например, если в октябре прошлого года 70% опрошенных говорили, что пустят оставшиеся от необходимых расходов деньги на покупку одежды, то в марте их число сократилось до 52%. Число желающих купить технологичные продукты за полгода сократилось с 52% до 33%, а тех, кто свободные средства готов потратить на ремонт, — с 53% до 46%. Количество потребителей, у которых не остается свободных средств, выросло за полгода с 2% до 7% опрошенных. Для производителей пессимизм покупателей не новость. Президент Мясного союза Мушег Мамиконян ожидает, что потребление дорогой свинины и говядины, а также продуктов из них упадет минимум на 20%. На ту же величину сократится рынок бытовой техники и электроники, прогнозируют сети «Мир», «Эльдорадо» и «Техносила». Продажи дешевой водки выросли в начале года, но при этом так же хорошо продаются «Зеленая марка» и премиальные «Журавли», говорит представитель группы «Русский алкоголь» Александр Коровка.
Источник: Ведомости

Поделиться

Комментарии