Российские власти, наблюдая рост цен на продукты питания, с одной стороны пытаются влиять на ситуацию, с другой – сводят свое вмешательство к минимуму. Ответственность за будущее отрасли в значительной степени теперь переносится на самих участников рынка.
Усиливать свое влияние на рынок продуктов питания правительство явно не собирается. О намерениях властей отказаться от прямого регулирования цен на социально значимые продукты сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по обеспечению устойчивого экономического развития. По всей видимости, российские власти еще помнят об опыте «заморозки» 2007-го, которая не оказалась эффективной.
В этот раз правительство решило избежать кардинальных мер и вновь принялось за разработку закона о торговле, где четко пропишут все правила взаимодействия участников рынка. Более того. К процессу госрегулирования власти начали активно привлекать и самих участников рынка. Так, в середине апреля АКОРТ, ТПП, ОПОРА, РСПП при поддержке Минсельхоза и Минпромторга организовали подписание соглашения «О разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания».
В рамках соглашения сети должны будут освободить от уплаты большей части бонусов 20 наименований социально значимых продуктов питания и рассчитываться за них в течение 14 дней. Еще за 200 наименований расчет должен быть произведен в течение 30 дней. Хотя «сетевики» отмечают, что ситуация уже изменилась, и условия для поставщиков были значительно смягчены. Например, для «небрендированных» товаров, куда попадает вся сельхозпродукция. При этом полная отмена «бонусов» повлекла бы за собой удорожание товаров, поясняют они. Ведь то, что за что платят производители, не оплачивается конечными покупателями.
В условиях дефицита качественных торговых площадей, и как следствие, низкой конкуренции сложно найти «быстродействующую пилюлю» и одновременно убить «двух зайцев» – угодить регуляторам и не затормозить при этом развитие сектора розничной торговли. Как свидетельствует статистика, прибыль розничной торговли в России не превышает 2,5 проц в год, а 2008 год многие завершили с убытками. Несмотря на оказанную крупным ритейлерам госпомощь, в 2009 году количество открываемых гипермаркетов может сократиться по сравнению с предыдущим годом в два раза. Согласно предварительным данным Росстата, темпы роста оборота розничной торговли в РФ в 4 квартале 2008 года снизились более чем в два раза. Не обойдется и без закрытия магазинов, ведь доходы населения падают, и все большее количество наших граждан предпочитают неорганизованную торговлю, прогнозируют пессимисты. В 2009 году ожидается рост количества рынков и рост их доли в общем розничном обороте.
Источник: ПРАЙМ — ТАСС