В России, ставшей четвертой, было продано 135733 автомобиля /-53 проц/. На пятом месте - Великобритания, где реализация новых машин снизилась на 24 проц до 133475 единиц.
Что касается россиян, то весь прошлый год отечественный авторынок претендовал на лидерство в Европе и по итогам некоторых месяцев обходил Германию. По итогам января и февраля 2009 года Россия занимала четвертую строчку в "европейском первенстве", а в марте опустилась на пятое место.
Если подводить итоги первых четырех месяцев 2009 года, то отечественный авторынок занимает пятое место, уступая Германии, Италии, Франции, и Англии.
Таким образом, кризис сбросил нефтяную экономику России с пьедестала, и продажи автомобилей в стране покатились вниз.
Если правительства европейских стран стимулируют покупательский спрос, пытаясь расшевелить авторынок, то в России делают ставку не на спрос, а на производителя, выделяя средства на прямую помощь автозаводам. Кроме того, правительство еще в начале года повысило ввозные пошлины на иномарки. И наконец, власти заявили о готовности субсидировать из бюджета две трети ставки рефинансирования при кредитовании под покупку авто стоимостью до 350 тыс руб.
А что за границей? Высокими продажами Германия и Франция обязаны "аттракционам неслыханной щедрости", которые затеяли правительства этих стран. Благодаря экологической программе, в Германии, например, продолжает держаться устойчивый спрос на новые автомобили – в апреле 380 тыс новых машин, что повышает показатели апреля 2008 г на 19 проц! Такой успех эксперты объясняют правительственной премией за покупку нового и утилизацию старого автомобиля, а также изменениями в налоговом законодательстве.
Власти ФРГ выплачивают по 2500 евро каждому желающему купить новую машину, если он сдаст в металлолом свой старый /не моложе 9 лет/ автомобиль.
Стимуляция потребительского спроса обойдется финансовым властям Германии в 1,5 млрд евро. Более того, с 1 июля 2009 года вводится новый расчет налога на транспортные средства: учитываться теперь будет не только литраж двигателя, но и содержание углекислого газа в выхлопах. Таким образом, владельцы маленьких автомобилей будут облагаться меньшим налогом, а вот бремя для владельцев внедорожников возрастет. Интересно, что доля импортных машин, проданных на рынке ФРГ в апреле 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем, сократилась, и составила 41,9 проц против 50 проц в марте.
Теперь по данным Объединения международных автопроизводителей, покупатель предпочитает маленькие автомобили.
Что касается французского опыта, то чрезвычайный план спасения автопрома связан с предоставлением ведущим компаниям страны Renault-Nissan и Peugeot – Citroen, субсидии в размере 6 млрд евро при условии сохранения рабочих мест во Франции.
Кстати, программа поддержки французского автопрома вызвала резкую критику со стороны других стран Евросоюза, производящих автомобили. Францию обвинили в протекционизме, и Еврокомиссия призывала дать автоконцернам большую свободу действий.
Что касается мер по стимулированию непосредственно спроса, то здесь поступили аналогично Берлину.
Каждый, кто сдаст в 2009 году автомобиль старше 10 лет и приобретет новый, более экологичный, получит 1 тыс евро. Программа стоимостью 220 млн евро позволила поднять продажи в марте на 8 проц. Кстати, за первые два месяца 2009 года французский авторынок упал на 10,9 проц, а итальянцы и англичане потеряли, например, по 30 проц от автомобильных продаж.
Великобритания в марте сильно сдала по авторынку. В январе 2009 года Министерство бизнеса и предпринимательства Великобритании сообщило о выделении 2,3 млрд английских фунтов стерлингов на поддержку отрасли. Эта сумма предусматривала также и гарантии по кредитам Европейского инвестиционного банка.
Тем не менее, оказание помощи натыкается на различного рода препятствия. Например, переговоры между Jaguar Land Rover и правительством о предоставлении гарантий по кредиту крупному автопроизводителю страны близки к срыву, так как компания считает выдвинутые государством условия оскорбительными. Английские власти рассчитывают получить право вето в совете директоров компании, назначить его председателя и иметь право голоса в случае, если компания вынуждена будет пойти на сокращения.
По данным британского Общества автопроизводителей и дилеров, объем продаж автомобилей в Великобритании упал в марте на 30,5 проц по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, что превосходит прогнозы аналитиков по спаду. Количество автомобилей, поставленных на учет, снизилось на 101 тыс по сравнению с прошлогодним показателем.
В целом в 2009 году лидерам европейского автопрома придется несладко. Согласно последним прогнозам Европейской ассоциации автопроизводителей, падение продаж в Европе будет гораздо более серьезным, чем предполагалось, и составит 25 проц. Еще в начале года шла речь о 10-проц падении.
По данным Ассоциации, по итогам первого квартала продажи автомобилей в Европе снизились на 17,2 проц.Эксперты призывают не ожидать быстрого возрождения индустрии - первые признаки стабилизации в отрасли появятся в конце 2009 – начале 2010 года. К докризисном уровню Европа вернется не раньше 2013-2015 гг.
Источник: ПРАЙМ - ТАСС