Летом в Москве и Санкт-Петербурге откроются первые «настоящие» магазины компании Nike. С 1994 года этот бренд в России представляли несколько франчайзи. Из-за кризиса их позиции пошатнулись, и Nike будет исправлять ситуацию самостоятельно.
В России главными приоритетами Nike как и любой другой международной компании являются рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, компания рассматривает планы региональной экспансии. На данный момент окончательного решения в этом вопросе нет, и магазины в регионах появятся не ранее конца 2009 — начала 2010 года.
В Москве первый аутлет-магазин предположительно откроется в III квартале нынешнего года. Под него Nike рассматривает помещение площадью от 500 до 800 кв. м. Консультанты предполагают, что речь идет о новых торговых центрах, еще не заполненных арендаторами (например, сданные в этом году «Метрополис», «Мегаполис» и «Спектр», либо готовящиеся к выходу, например «Филион», куда якорным арендатором приходит гипермаркет французской сети Carrefour).
Желательный срок аренды для крупных зарубежных ритейлеров составляет 10 лет. Однако российские девелоперы не готовы заключать договоры на этих условиях. К тому же арендаторы, подобные Nike, H&M и др. стараются заключить договор, в котором арендная плата зависит от оборота. Арендные ставки в Москве в торговых центрах колеблются от 600 до 1500 долларов за кв. м в год. По данным Jones Lang LaSalle, для магазинов спорттоваров, арендующих площади менее 1200 кв. м, ставка аренды может быть гораздо ниже. Она колеблется от 240 до 400 долларов за метр в год, для магазинов площадью до 2500 метров — от 120 до 250 долларов.
В Санкт-Петербурге ситуация выглядит яснее — аутлет Nike откроется в центре дисконтных магазинов «Румба» в июле 2009 года. Nike арендует 860 кв. м торговых площадей на втором этаже торгового комплекса. Договор аренды заключен сроком на 10 лет, сумма контракта не разглашается. Арендные ставки здесь составляют 300-400 долларов за кв. м в год. Не исключено, что и в Петербурге Nike постарался привязать ставки к обороту.
Несмотря на снижающийся объем торговли в России, эксперты, опрошенные BFM.ru, находят время, выбранное Nike для выхода на рынок, удачным. Хотя некоторые опасения для бизнеса все-таки есть. Руководитель отдела исследований компании «Магазин Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Евгений Ковров отмечает своевременность смены стратегии.
«Политика Nike, — говорит BFM.ru Ковров, — является вполне логичной с точки зрения последних тенденций, которые мы видим на рынке, когда та или иная крупная западная компания прекращает свой франчайзинговый договор с местным партнером и начинает выходить на рынок самостоятельно. Либо, как, например, в случае с New-Yorker, компания выкупает существующую здесь сеть магазинов и начинает управлять ею самостоятельно. Кроме того, компания предпочитает работать самостоятельно по той причине, что сейчас не самое лучшее время, с точки зрения ресурсов развития местных партнеров, и очень большое количество франчайзеров испытывает проблемы с оборотным капиталом. Например, Debenhams в Москву пытались выходить через франчайзингового партнера, это был не очень удачный опыт, из которого многие сделали выводы и решили выходить самостоятельно».
«Сейчас очень удачное время для выхода на рынок, — отмечает в интервью BFM.ru директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Максим Карбасникофф. — Прежде всего, из-за снижения стоимости недвижимости. Аренда торговых площадей стала дешевле на 20-30%. К тому же выход на рынок головной компании Nike может быть обусловлен тем, что основные партнеры (франчайзи) испытывают сложности в финансировании и это тормозит развитие бизнеса. А у головной компании таких сложностей быть не может».
К негативным факторам, с которым может столкнуться Nike, можно отнести замедление торговли в России. По данным Росстата, в марте 2009 года падение розничного товарооборота составило 4% к аналогичному периоду прошлого года. А по данным компании Jones Lang LaSalle, розничный товарооборот в Москве в I квартале 2009 года снизился на 5,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Консультанты прогнозируют и дальнейшее снижение товарооборота.
Евгений Ковров из «Магазина Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis отмечает, что руководство Nike стало лучше понимать специфику российского рынка после первых же переговоров об аренде помещения в Москве: «Это в Европе на подобные компании молятся собственники, предлагая самые роскошные коммерческие условия. В России же зачастую, как бы дико это не звучало, любая no-name компания, предложившая на 50 долларов больше, может получить контракт, в котором ее соперником выступает одна из известнейших мировых компаний».
Кроме того, опасность для Nike могут представлять собственные франчайзи. «Основной проблемой, с которой столкнется Nike в нашей стране, может стать необходимость перестраивать свои отношения с имеющимися франчайзерами, — говорит Евгений Ковров, — поскольку многие из них негативно относятся к новостям о прямом выходе глобального Nike на российский рынок. Они понимают, что в перспективе им это может грозить потерей бизнеса, то есть замещением франчайзинговых отношений непосредственно коммерческой деятельностью основного Nike. Компании придется очень осторожно выстраивать свои отношения в крупнейших городах страны, чтобы не разрушить существующую региональную модель».