Новая система закупок в трех гипермаркетах «Ашан» в Краснодаре и Ростове начнет работать уже в июне. Схема будет внедрена во всех городах присутствия сети, с 20 мая она действует в Новосибирске, а к концу июня появится в Нижнем Новгороде, сказала руководитель по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова.
Если раньше за выбор местных поставщиков в конкретном регионе отвечал один московский менеджер, то теперь на местах этим будет заниматься команда примерно из 25 человек, поясняет Курносова. Региональные менеджеры будут сами принимать решения, отбирать товар и заключать контракты. Также, продолжает Курносова, договор адаптируют для местных поставщиков: он будет более «простым и легким» — например, компания сможет поставлять продукцию только в один гипермаркет сети.
Сейчас более 60% ассортимента (около 45 000 наименований в каждом магазине) формируют федеральные поставщики, говорит Курносова. По ее словам, расширение сотрудничества с местными компаниями позволит быстрее подстроиться под потребности регионального рынка и оперативнее менять ассортиментную матрицу. В конце прошлого года на открытии второго «Ашана» в Ростове директор гипермаркета Паскаль Эсклангон говорил, что уже заключены контракты более чем со 100 местными поставщиками.
Генеральный директор «InfoLine аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что «Ашан» — наиболее эффективная сеть, работающая в России. Его доля на сетевом рынке розничной торговли Ростовской области в 2008 г. составила 13,5% ($160 млн) , в Краснодарском крае — 17% ($250 млн) , отмечает он.
Изменения в системе закупок позволят улучшить ассортимент, считает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Однако доля местных поставщиков скорее всего существенно не изменится, возможны небольшие корректировки в уже сформировавшемся пуле, добавляет она. Оценить, как новая схема повлияет на рост выручки, она не берется. Возможно, увеличится маржа за счет улучшения закупочных условий, не исключает эксперт. Бурмистров полагает, что финансовые показатели заметно не изменятся, но в долгосрочной перспективе такая закупочная политика «Ашана» усилит его конкурентные позиции и лишит преимущества региональные сети, где широко представлены местные бренды.
Управляющий сетями «Гастрономчикъ» и «Марка» Дмитрий Потапенко говорит, что из-за кризиса количество поставщиков сокращается, а продукция местных сетей поможет сохранить ассортимент. «За последние четыре месяца я дважды пересматривал [ассортиментную] матрицу», — отмечает он.
Генеральный директор ростовской компании «Хозяин» (плодово-овощные консервы «Хозяинъ») Андрей Волков говорит, что решение федерального ритейлера выгодно местным компаниям: ему, например, очень трудно достучаться до единственного менеджера по консервации в Москве. «Сейчас мы поставляем продукцию только в ростовские „Ашаны“, доля от общего объема производства небольшая (цифры не раскрывает. — „Ведомости“) , но хотели бы работать с этой сетью по всей России», — добавляет он. Другой поставщик «Ашана» говорит, что уже год не может договориться с московским менеджером о возвращении в сеть одного из видов его продукции. Трудно вести переговоры на расстоянии, признается он. Принципы выбора поставщика и требования к нему не изменились, но, возможно, менеджеры на местах будут более внимательны к местным производителям, надеется поставщик.
Источник Ведомости