Объем перевалки грузов в морских портах России вырос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 1,1% до 454,6 млн т, в том числе сухих грузов на 3,6% до 191,8 млн т (в основном за счет навалочных грузов на 5,2% до 75,8 млн т и грузов в крупнотоннажных контейнерах на 5,9% до 32,1 млн т).
В структуре объема коммерческих перевозок грузов доля морского транспорта — 1,0% (в 2007 году — 0,8%). В структуре коммерческого грузооборота — 3,6%. Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь — соответственно 22, 20 и 15% от общего объема перевозок грузов.
По итогам 2008 года объём перевалки грузов в морских портах России незначительно, на 1,1%, но превысил показатель предыдущего года и составил 455 млн тонн (при запланированных ранее 485 млн тонн). Из общего объема грузов, перерабатываемых портами России, Балтии и Украины 80% — это отечественные порты (равно как и в 2007 году).
В целом 2008 год для морского транспорта был позитивным. Экспертная оценка специалистов компании Discovery, представленная в исследовании «Российский рынок грузоперевозок морским транспортом», показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 г. может составить 475 млн тонн против 515 ранее запланированных, что на 4,4% выше уровня 2008 года.
По оценке специалистов Центрального научно-исследовательского института морского флота мировой экономический кризис существенно повлиял на состояние российского водного транспорта. Причем, эта тенденция пока сохраняется, и конкретные оценки, по словам заместителя генерального директора института Сергея Буянова, давать сейчас довольно сложно. Тем не менее, скорее всего снижение основных эксплуатационных показателей деятельности морского транспорта в 2009 году может составить от 15-20% (оптимистичный вариант) до 30-40% (пессимистичный вариант развития ситуации). Это касается и объема перевозок грузов морским транспортом, и перевалки грузов через морские порты России.
Танкерный рынок оказался менее затронутым происходящими неблагоприятными явлениями в экономике и глобальной торговле. То есть в целом фрахтовые ставки снизились на 10-15%. Наиболее тяжелый удар ощущают компании, которые осуществляют перевозку навалочных грузов: руды, угля, металла, зерна — там падение достигает и 70%. Это достаточно серьезное давление.
Источник: «РБК.Исследования рынков»