Что и сколько пьют в России
12 млрд л — пиво, 1,9 млрд л — водка, 800 млн л — вина виноградные, 350 млн л — слабоалкогольные напитки, 230 млн л — шампанское, 130 млн л — коньяк, 100 млн л — напитки на основе алкоголя (коньячные и винные напитки) , 40 млн л — плодовые вина, 10 млн л — виски, ром, джин, текила.
Госпрограмма по снижению потребления алкоголя будет разработана до конца года, пообещала министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова.
Медведев считает, что в борьбе с пьянством нужны все меры — как экономические, так и уголовные и административные: необходимо ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, запретить продавать спиртное, в том числе пиво и слабоалкогольные коктейли, вблизи спортивных и учебных учреждений, ввести особые требования для торговых помещений, где продаются алкогольные напитки, — например, продавать их только в крупных супермаркетах, а не в ларьках и киосках, а также запретить рекламу пива и слабоалкогольных напитков.
Медведев велел просчитать возможность распространить на производителей пива и слабоалкогольных напитков общие принципы регулирования и те же ограничения, которые применяются в отношении производителей крепких напитков.
Введение общих принципов регулирования было поддержано всеми участниками антиалкогольного совещания, говорит присутствовавший на нем губернатор Нижегородской области Сергей Митин. Чиновник аппарата правительства сказал, что уравнивание акциза для всей алкогольной продукции до сих пор не обсуждалось, речь шла о повышении акциза на пиво в три раза (в 2009 г. — 1,77 руб. в сумме с НДС). Это как раз и может стать первым шагом к уравниванию акцизов. Необходимые поправки в Налоговый кодекс уже разработал Минфин, знает собеседник «Ведомостей», они должны быть внесены в Госдуму и приняты до того, как начнется рассмотрение бюджета 2010 г. По подсчетам правительства, это может дать бюджету 64 млрд руб.
Есть, по словам чиновника правительства, и понимание, что нужен государственный оператор, который бы контролировал выпуск каждой капли спирта. Идет работа над законопроектом, вводящим уголовную ответственность продавцов за продажу алкоголя несовершеннолетним, продолжает он, прорабатывается в правительстве и вопрос повышения до 21 года возраста лиц, которым можно продавать алкогольные напитки.
Инициатива приравнять пиво к алкоголю вызовет много сложностей, уверен вице-президент по корпоративным вопросам ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“ Даниил Бримана: еще в 1957 г. в Ницце Советский Союз подписал международное соглашение, утвердившее международный сертификат товаров и услуг, согласно которому пиво не относится к категории алкогольных напитков.
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, уравнивание акцизов приведет к повышению минимальной стоимости бутылки пива не менее чем до 28 руб. (сейчас — 20 руб. и чуть ниже) , а объемы производства к 2010 г. упадут на 15-17%.
Проблем у производителей будет достаточно, подхватывает Бриман: придется, например, устанавливать дополнительное оборудование для наклейки акцизных марок и поточного определения спирта. Розница пострадает: мелким (киоски, павильоны, „магазины у дома“) придется уйти с рынка, у них пиво и слабый алкоголь занимают от 20% до 40% в обороте; средним — потратиться на покупку лицензий. Под угрозой и другие смежные отрасли — упаковка, общепит, складские службы и дистрибуторские компании, заключает Бриман.
По мнению совладельца сети „Виктория“ Николая Власенко, придание пиву и слабоалкогольным коктейлям статуса алкогольной продукции создаст определенные трудности для продавцов: на крепкий алкоголь сложнее получить лицензию, пока ее дождешься, готовые для торговли магазины простаивают месяцами.
Другая мера, которая обсуждалась на антиалкогольном совещании у президента, — перевод акциза в сферу торговли, сообщает губернатор Калининградской области Георгий Боос, это сделает экономически невыгодным черный рынок алкоголя. Подобная мера также получила поддержку правительства. Сейчас акциз на спирт для производства ликероводочной продукции — 191 руб. за литр безводного спирта — платится в два приема: 27,7 руб. платит спиртзавод, 163,3 руб. — ликероводочный завод при отгрузке продукции; по новой схеме, представленной на заседании правительства 30 июля, 100% акциза будет платить (или предоставлять банковскую гарантию) покупатель спирта, и только после этого он сможет забрать спирт с завода.
В правительстве обсуждается еще одна идея: введение максимальной ставки акциза на спирт, который предназначен для производства всех видов продукции, рассказывает чиновник аппарата правительства.
Обсуждалась и возможность передачи регионам дополнительных полномочий: определять время, место и условия продажи алкогольной продукции, добавляет Боос.
Госдума вместе с Росалкогольрегулированием разработали пакет законов, сообщает председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров, сейчас они проходят согласование в правительстве. В них также предлагается введение единого акциза, ужесточение лицензионных требований к продаже алкогольной продукции, а еще — введение лицензирования перевозки спирта. Лицензирование проблем не решит, возражает гендиректор ТПГ „Кристалл“ Сергей Зивенко, оно лишь усугубит ситуацию с коррупцией, а теневой рынок (60% рынка спирта — контрафакт, львиная доля — из южных республик) по-прежнему будет работать по своим правилам.
Поддержку депутатов встретили и инициативы Медведева, направленные на борьбу с пропагандой алкоголя. По словам члена комитета Думы по экономполитике Виктора Звагельского, законодатели в апреле 2009 г. внесли законопроект, полностью запрещающий продажу пива и других алкогольных напитков крепостью более 15% на любых массовых мероприятиях, в ноябре 2008 г. — поправки в закон „О рекламе“, предполагалось запретить рекламу пива на телевидении, радио и на улицах. Но нет отзывов от правительства, сетует Звагельский, любые антипивные инициативы намеренно тормозятся.
По данным аналитического центра „Видео интернешнл“, в 2008 г. пивные компании потратили на телерекламу 4,3 млрд руб. Три пивные компании („Балтика“, Efes и Sun Inbev) входят в двадцатку крупнейших телерекламодателей (расчеты MediaLogic по данным TNS, II квартал). „В условиях кризиса запрет рекламы пива может стать серьезным ударом для телеканалов“, — считает гендиректор сейлз-хауса „Газпром-медиа“ Сергей Пискарев.
В борьбе с алкоголизмом все меры хороши, будущее покажет, насколько они были эффективны, но они должны быть очень жесткими — над горбачевской антиалкогольной кампанией смеялись именно из-за зачастую неумных мер, многие из которых еще и делались исключительно через партийные органы, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и выражает опасение, что серьезных шагов нынешняя власть не предпримет, опасаясь потерять популярность, а чисто экономическими методами проблему алкоголизма в России не решить — это явление культурное и социальное.
Источник: Ведомости