Новый закон о торговле вызвал среди предпринимателей жаркие споры

0 575

11 сентября Государственная дума будет решать, как торговым сетям и магазинам работать с производителями и поставщиками товара. В первом чтении будет рассмотрен проект закона о торговле. В эти дни в Москве проходит форум розничной индустрии. И именно этот законопроект стал предметом жарких споров.

Собрались, чтобы поговорить о работе магазинов в условиях кризиса. Но обсуждали лишь проект закона о торговле. На ежегодной конференции розничной индустрии в Москве - владельцы супермаркетов, поставщики товара, чиновники и депутаты. Новый документ должен определить правила игры для производителей и продавцов. Каждый из них в свое время представил свой вариант законопроекта. Потом документ писали и переписывали несколько лет. В результате – больше вопросов, чем ответов.

"Например, там написано: отсрочка должна быть не больше, чем такая-то. Никто не посчитал, что это в целом означает для экономики. Никто не собирается это считать", - возмущается Лев Хасис, председатель правления X5 Retail Group.

Срок оплаты производителю за поставленный товар – 30 дней. За алкоголь, сигареты и консервы – два с половиной месяца. Сетевики не довольны: бывает, что продукция не продается годами.

"Известен эпизод, когда проводилась инвентаризация и обнаружилось, что дорогой элитный коньяк помимо собственного срока выдержки на полке простоял 4-5 лет. Поэтому в этом смысле мы тоже должны провести корректировку срока", - считает Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России.

Проект закона регулирует торговую наценку, устанавливает сроки поставки товара и ограничивает развитие крупных сетей. Им запрещено расширять бизнес, если их доля в городских округах, а также в Москве и Петербурге, уже превышает 25%. Последнее нововведение вызывает больше всего удивлений.

"Идея жесткого ограничения доли современных розничных операторов на данный момент преждевременна. Я хочу напомнить, что, несмотря на то, что мы являемся крупнейшим рыночным оператором в России, наша доля составляет всего лишь 4%. Поэтому мы считаем, что рынок достаточно конкурентный, и не настало время жестких, ограничительных мер", - говорит Евгений Корнилов, главный финансовый директор Х5 Retail Group.

Споры вызывает даже сама необходимость законодательно регулировать отношения между производителем товара и магазином. Ведь высокая конкуренция, по мнению сетевиков, и без того формирует цены.

"Понятно, что количество производителей всегда больше, чем количество полок. В нашей стране примерно 300 тысяч наименований продукции производится. А магазин один, даже самый большой, 20 тысяч наименований. Если вы пытаетесь сюда вмешиваться законодательно, ограничивать вот эту конкуренцию или соревнование за попадание на полку, к чему это приводит? Производитель, естественно, начинает закладывать больше наценки, что в конечном итоге приведет к повышению розничной цены", - объясняет Николай Власенко, председатель совета директоров ГК "Виктория".

"Проблема как раз в том, что сегодня наша качественная, экологическая, хорошая продукция не доходит до этих прилавков. В том, что наши производители – не важно, сельхозпроизводители или производители строительных материалов - не выходят на этот рынок. Они не могут конкурировать с торговлей, у которой эти красивые полки", - возражает Наталья Ермакова, депутат Государственной думы РФ.

Закон поможет поставщикам и производителям товара, уверяют сторонники документа. И особенно небольшим торговым точкам. Им будет легче конкурировать с крупными сетевыми магазинами. Кроме того, документ установит правила совместной работы, необходимость которых давно назрела.

"Люди начали осознавать: чтобы создать эффективный ритейл с низкими ценами и хорошими услугами, нужно смотреть не только на часть цепочки "производитель – ритейл", но и идти глубже и понимать всю цепочку создания добавленной стоимости от поля до сетевиков. А также убедились, что во многих секторах у нас производство существует с весьма ограниченной конкуренцией. Т.е. в конечном счете, мне кажется, что эти дебаты расширили горизонт понимания проблематики", - считает Виталий Подольский, главный исполнительный директор "Мосмарт".

Первое чтение в Думе – только начало – этого не скрывают ни депутаты, ни представители бизнеса. И те и другие уже готовят поправки и дополнения. Самые жаркие споры еще впереди.



Источник: Форум Готового Бизнеса

Поделиться

Комментарии

Отменить