13 членов совета директоров GM заседали шесть часов и вечером во вторник решили отказаться от продажи Opel. Приоритетами при определении судьбы Opel были наиболее стабильный и наименее затратный подход в обеспечении долгосрочного будущего европейского подразделения, говорится в заявлении GM: собственный план реструктуризации Opel/Vauxhall американская компания оценивает в 3 млрд евро.
Magna и Сбербанку, которые были готовы купить 55% акций Opel/Vauxhall за $500 млн, требовалось финансирование в размере 4,5 млрд евро. Предполагалось, что правительства европейских стран, в которых расположены заводы, предоставят госгарантии по кредитам на эту сумму; больше всего обещала Германия, которая уже выделила 1,5 млрд евро на переходный период.
В Германии, где правительство и профсоюзы Opel поддерживали продажу Magna и Сбербанку, на решение GM отреагировали резко. Министр экономики Райнер Брюдерле вчера назвал его совершенно неприемлемым. Правительство ожидает, что GM до 30 ноября вернет бридж-кредит в 1,5 млрд евро, сказал Ульрих Вильхельм, пресс-секретарь канцлера Ангелы Меркель. Немецкий профсоюз сегодня намерен провести забастовку; в пятницу акции протеста пройдут и в других странах Европы, заявил руководитель совета рабочих Opel Клаус Франц. Однако руководитель британского профсоюза Тони Вудли назвал решение GM правильным и «фантастической новостью для Великобритании»; по плану Magna и Сбербанка на британских заводах, более эффективных, чем немецкие, предполагались значительные сокращения.
Magna понимает решение совета директоров GM и обещает продолжать поддерживать Opel и GM, заявил согендиректор канадской компании Зигфрид Вольф. Получить комментарии в Сбербанке вчера не удалось. В сентябре предправления Сбербанка Герман Греф говорил «Ведомостям», что не исключает того, что сделка может сорваться.
Предварительная сделка с Magna и Сбербанком заключалась совершенно в других экономических условиях, когда GM готовилась объявить о банкротстве, сказал гендиректор GM Фриц Хендерсон членам совета директоров во вторник. Теперь же GM не отягощена долгами и может провести реструктуризацию Opel самостоятельно, добавил Хендерсон. Совет поручил ему найти человека, который мог бы эффективно управлять европейскими активами, пишет WSJ.
Решение GM позволяет ей избежать неопределенности, в том числе политической, которая была связана со сделкой с Magna и Сбербанком, отмечает Марк Фултроуп, аналитик по мировому авторынку CSM Worldwide. Что дальше будет делать Сбербанк, кому в России могут быть переданы полученные от GM технологии, было не совсем ясно. «Учитывая амбиции Сбербанка помочь развитию автомобильного сектора в России, стратегия нового Opel могла существенно расходиться со стратегией GM, у которой оставались 35% акций Opel», — говорит Фултроуп.
Сделка с Magna и Сбербанком предполагала возможное производство моделей Opel на заводе ГАЗа. «В этой сделке мы выступали как индустриальные партнеры, но наше сотрудничество с Opel развивалось вне зависимости от нее», — говорит зампред правления ГАЗа Елена Матвеева. В 2007-2008 гг. GM и ГАЗ вели переговоры о совместном проекте — создании новой платформы бюджетного автомобиля и его локализации в России. Они ничем не завершились из-за кризиса. Но GM «надеется возобновить работу напрямую с ГАЗом, чтобы способствовать как модернизации его операций, так и совместному развитию российского авторынка к обоюдной выгоде» — такой фразой заканчивается пресс-релиз GM об отказе продавать Opel/Vauxhall. «Между возобновлением переговоров и началом реализации какого-либо проекта пройдет не один год», — полагает директор российского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов.
Источник: Ведомости, 209 (2479)