На российском рынке присутствуют в основном универмаги (Department Store) иностранных операторов, причем в усеченном формате. В качестве примеров работы неполноформатных универмагов можно привести магазины Marks&Spencer, площадь которых в России составляет 1-2,5 тыс. м² вместо их стандартной площади 3-4 тыс. кв. м. на европейском рынке, Next (0,6-0,8 тыс. м² вместо 2-3 тыс. кв. м) , С&А (1, 5 тыс. м² вместо 3-6 тыс. м²) и др. Российские универмаги, несмотря на названия, по своим характеристикам не совсем соответствуют классическому определению универмага на Западе. На сегодняшний день в России работает около 12 сетей универмагов одежды, включая отечественных операторов.
Основными препятствиями для развития формата универмага в России являются недостаток финансовых и других ресурсов у отечественных операторов, в т.ч. профессиональных кадров, современной логистической системы и др. Это связано с тем, что торговое помещение универмага по определению имеет одного собственника без дополнительных арендаторов. Владельцы недвижимости в России, стремящиеся к максимально высоким арендным ставкам, предпочитают сдавать помещения нескольким магазинам, а не крупным универмагам, т.к. оборот с 1 м² в специализированных магазинах более высокий, чем у универмагов.
По мере выхода из кризиса и развития рынка одежды формат универмага в России также будет развиваться, в том числе продолжится выход международных операторов.
Источник: «РБК.Исследования рынков»