Российские автопроизводители пожаловались Путину на жесткие протекционистские меры, которые ввело правительство Узбекистана против иностранных автопроизводителей. В частности, была полностью прекращена конвертация валюты для фирм, представляющих в Узбекистане российские автомобильные заводы, введен запрет на потребительское кредитование автомобилей иностранного производства, импортные автомобили облагаются дополнительным дорожным налогом, говорится в письме.
Компании предлагают ввести ответные меры — например, увязать конвертацию валюты за импортируемые из Узбекистана автомобили с конвертацией денег за экспортируемые в Узбекистан российские машины, ввести акциз и дополнительный сбор на узбекские автомобили.
GM Uzbekistan выпускает шесть моделей, из которых две — Daewoo Matiz и Daewoo Nexia — входят в топ-15 по объему продаж в России. За 10 месяцев 2009 г., по данным АЕБ, у нас было продано 23 275 Nexia и 19 886 Matiz, а всего на GM Uzbekistan, по данным Госкомстата Узбекистана, было выпущено 144 662 автомобиля. Daewoo напрямую конкурируют с продукцией «АвтоВАЗа», отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По данным сайтов GM Uzbekistan и «АвтоВАЗа», стоимость Matiz составляет 179 000-286 000 руб., Nexia — 229 000-325 000 руб., в то время как Lada пятой и седьмой моделей — 161 436-171 668 руб., Samara — 228 017-254 198 руб., Kalina — 254 350-361 047 руб.
Инициатива письма исходила от «АвтоВАЗа», рассказал источник в одной из двух других компаний, главы которых поставили подписи под обращением. Но «АвтоВАЗ» недоволен не конкуренцией с Matiz и Nexia, а сложностями ведения бизнеса в самом Узбекистане. Представитель «АвтоВАЗа» не стал комментировать это, однако сотрудник компании подтвердил, что такая проблема действительно существует.
Пресс-секретарь GM в России и СНГ Сергей Лепнухов отметил лишь, что компания не приветствует создание торговых барьеров и сужение выбора для потребителя.
В прошлом году «АвтоВАЗ» продал в Узбекистане 8920 автомобилей (1,2% от всех продаж). Как изменился уровень продаж в этом году, представитель «АвтоВАЗа» уточнить не смог. Сотрудник дистрибутора GM Uzbekistan в России уверяет, что доля «АвтоВАЗа» на рынке Узбекистана составляет более 10%. Это небольшой объем продаж и ради сохранения такого рынка требовать от правительства вводить дискриминирующие меры против GM Uzbekistan было бы странно, считает Беспалов. Скорее всего «АвтоВАЗ» хочет избавиться от конкурента. Но правительство и так достаточно сделало для защиты автопроизводителей и вряд ли будет принимать новые меры, считает Беспалов.
Источник: Ведомости