Речь идет о проекте по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий«, — объявил по итогам встречи Путина и Прохорова пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Премьер, по его словам, высказался за скорейшую проработку этого проекта с министерствами и ведомствами. Детали ни Песков, ни Прохоров раскрывать не стали.
«Онэксим» Прохорова действительно хочет разработать автомобиль с нуля, подтвердил «Ведомостям» один из знакомых Прохорова. «Основной принцип — разработать универсальную платформу и подобрать такую компонентную базу, чтобы, как из конструктора, можно было собирать и спортивный автомобиль, и мини-вэн, и седан», — говорит он.
Чиновник правительства рассказал «Ведомостям», что за основу предлагается взять пятидверный гибрид с кузовом универсал, разработанный совместно с «Яровит-моторс» (занимается инжинирингом и выпускает грузовики собственной разработки в Санкт-Петербурге). Целевая цена этой машины — 8900 евро. Изначально «Яровит» занимался этим проектом самостоятельно, говорит собеседник «Ведомостей». Компания пыталась привлечь финансирование государства, предлагая использовать машину во время Олимпиады в Сочи. Автомобиль неплохой, но не ясно, каковы могут быть объемы его производства и целевая ниша, поэтому решение о его поддержке не было принято, говорит чиновник. После этого «Яровит» начал работать с Прохоровым, полагает он.
Получить комментарии «Яровит-моторс» вчера не удалось, но информацию об участии этой компании в проекте «Онэксима» подтвердил еще один знакомый Прохорова.
Автопром раньше никогда не входил в сферу интересов Прохорова (см. врез). К тому же это очень закрытый бизнес. Крупные автоконцерны, как правило, разработкой платформы занимаются сами, а дизайн отдают известным бюро, замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Разработкой бюджетного авто для развивающихся рынков, в том числе России, занимаются многие: планы есть у группы ГАЗ, «АвтоВАЗа», Toyota, Volkswagen и др. «Пока мы не удовлетворены ни одним проектом из-за высокой себестоимости автомобиля, а ведь бюджетное авто в розницу должно стоить меньше $10 000», — заметила зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева.
Вспомнить случаи, когда разработки неизвестных компаний доходили до конвейера и пользовались спросом, Агибалов не смог. Бюджетный автомобиль должен быть массовым, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Его производство должно доходить до 500 000 машин в год, что стоит огромных денег, добавляет он. Общая стоимость проекта может доходить до $1 млрд, согласна аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Правда, один из знакомых Прохорова говорит, что речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов.
У «Онэксима» нет долгов, а в 2008 г. компания получила около $5 млрд от продажи доли в бизнесе Владимиру Потанину. Сколько денег есть у компании сейчас, не известно. Но Сахнова уверена, что такой проект может быть реализован при поддержке государства. Представитель Минпромторга лишь заметил, что министерство сейчас проводит оценку проекта.
Источник: Ведомости