Первый — с отсрочкой платежа максимум на 30 дней и скидкой за скорость продажи машин — до 1,5% от стоимости автомобиля. «Если компания продаст машину и перечислит за нее деньги в первый день, то она получит 1,5% от ее стоимости, если на 30-й — то никакой скидки не будет», — объясняет Нагайцев. За неоплаченные в течение 30 дней машины «АвтоВАЗ» будет штрафовать дилера на 0,5% от стоимости остатков. А при формировании заказа на следующий месяц уменьшать объем поставок дилеру на величину нераспроданных остатков, рассказывает Нагайцев.
У тех, кто готов платить заранее, есть возможность получить скидку в 2%. Для этого надо заплатить за партию не позднее 25-го числа месяца, предшествующего месяцу поставки, говорит Нагайцев. Есть и третий вариант — «АвтоВАЗ» может предоставлять дилеру 10-дневную отсрочку платежа на мелкие партии — до восьми автомобилей (один автовоз) , но никакой скидки при реализации этих машин не предусмотрено, подчеркивает он.
Правила работы с дилерами правление «АвтоВАЗа» утвердило в январе, внедрение новой схемы начнется в марте, рассказывает Нагайцев. Дилеры сами будут решать, переходить ли на новые формы договоров.
Сейчас «АвтоВАЗ» работает только по предоплате, уточняет Нагайцев: 20% дилеров заказывают автомобили нужной комплектации, оплачивая их за месяц, остальные берут машины из остатков и могут платить за несколько дней. До кризиса дилеры оплачивали автомобили за два месяца до поставки, а сейчас можно заплатить за один день и за любую партию машин, продолжает президент «Автотрейда» Владимир Яркин. Новые правила выгодны и для завода — он будет точно знать, сколько машин произвести, и для дилеров: если они будут платить заранее, то хотя бы компенсируют ставки банковских кредитов, привлеченных на покупку машин, рассуждает Яркин.
Нагайцев надеется, что новая система сократит «объем замороженного в складских остатках оборотного капитала», а цикл заказ — производство — продажа будет составлять два месяца, что соответствует мировым стандартам. На конец января на складах завода было 40 000 машин и еще 15 000 у дилеров.
Практически все иностранные производители предусматривают выплату бонусов дилерам — в сумме до 7% от стоимости автомобиля, говорит президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. Поощряется качество обслуживания покупателей, продажа заранее установленных объемов машин и комплектующих, соответствие салонов установленным стандартам качества и т. д. В таком виде бонусная система дает производителю мощные рычаги управления дилерами, а предлагаемые «АвтоВАЗом» новшества нацелены только на сокращение оборотного капитала, качество продаж таким образом улучшить не удастся, отмечает он.
Renault знакомила представителей «АвтоВАЗа» с собственной системой организации работы с дилерами, говорит представитель французской компании. Некоторые ее элементы «АвтоВАЗ» позаимствовал, но между подходами двух компаний есть серьезные отличия, отметил он, отказавшись их назвать.
Источник: Ведомости