Инвестпрограммы для ОГК и ТГК составило в 2006 г. РАО ЕЭС. Чтобы заставить их новых собственников строить станции, государство заключало с ними соглашения, где указывалось, что средства, полученные от допэмиссий ОГК и ТГК, можно тратить только на новые стройки, сроки сдачи которых определены в ДПМ. Штраф за срыв плана — до 25% инвестпрограммы. На таких условиях было привлечено 449,4 млрд руб.
Инвесторы всегда называли планы РАО завышенными, но пересмотреть соглашения попросили из-за кризиса: спрос на энергию упал, а занимать стало сложнее. В апреле прошлого года чиновники согласились изменить договоры (сроки ввода и расположение новых объектов) , сохранив объем вводимой мощности — 25,2 ГВт. Тогда государство рассказало, что «КЭС-холдинг» (контролирует ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9) , «Норникель» (ОГК-3) и группа «Синтез» (ТГК-2) не выполняют инвестиционные обязательства. Среди передовиков министр энергетики Сергей Шматко называл Enel ( «Энел ОГК-5») , «Лукойл» ( «Лукойл-ТГК») , группу ЕСН (ТГК-14) , Fortum ( «Фортум») и E. On (ОГК-4).
Год спустя ситуация ухудшилась: к отстающим добавились «Газпром энергохолдинг» (ОГК-2) , «Онэксим» (ТГК-4) , СУЭК (ТГК-12 и ТГК-13) , а также ТГК-11 (основные акционеры — ФСК и «Интер РАО») , говорят собеседники «Ведомостей»: эти компании медленно строят и просят сдвинуть сроки реализации ряда проектов больше чем на два года. Например, ОГК-2, ТГК-2 и ТГК-5, не сдавшие в срок ни одного объекта, предлагают перенести ввод на три и более лет, рассказал один из них.
Кроме того, компании тратят значительные суммы не по назначению, говорят источники, близкие к Минэнерго: на июль такие расходы составляли почти четверть привлеченных средств, или 102,7 млрд руб., в том числе на 89,1 млрд руб. недофинансированы обязательные стройки (предусмотренные ДПМ).
Лидирует КЭС, «дочки» которой потратили 42,5 млрд руб., за ней — «Газпром энергохолдинг» (32,7 млрд руб., включая 13,4 млрд руб. на инвестиции «Мосэнерго» вне ДПМ по решению совета директоров РАО ЕЭС) , ОГК-3 (26,4 млрд руб.) , СУЭК (6,6 млрд руб.).
Это не понравилось вице-премьеру Игорю Сечину и к началу 2010 г. нецелевые расходы снизились до 66,4 млрд руб., говорят источники, близкие к Минэнерго.
Полностью вернули деньги структуры «Газпрома» и «Фортум», а ТГК-12 не представила даже графика возврата средств, говорит один из них.
«Газпром энергохолдинг» вернул деньги, подтвердил «Ведомостям» его представитель. Средства нужны были на финансирование текущей деятельности, ведь год назад занять было невозможно, объясняет он. Нет проблем и с ОГК-2, уверяет он: сроки ввода новых объектов согласовываются с «Системным оператором» и Минэнерго.
Та же причина и у ТГК-12: ей потребовались средства на срочные ремонты, погашение кредитов и инвестиции, не входящие в ДПМ, объясняет представитель СУЭК, о чем было проинформировано Минэнерго.
КЭС временно разместила часть инвестиционных средств в финансовых институтах из-за необходимости существенной корректировки ДПМ, говорит ее представитель, но, как только новые договоры будут утверждены, все средства будут направлены на инвестпрограмму в соответствии с графиком, который согласуется с Минэнерго.
Представитель «Фортума» от комментариев отказался.
Другая проблема энергетиков — согласование строек с региональными властями (не согласовано девять блоков мощностью 3,33 ГВт) , синхронизация ввода станций с сетями (не решен вопрос с выдачей 6,8 ГВт) , а также обеспечение новых блоков газом ( «Газпром» не представил позицию по 50 объектам из 94).
Чтобы исправить ситуацию, Минэнерго, по словам близкого к нему источника, предлагает создать службу по контролю за реализацией инвестпрограмм. А пока чиновники обещают заняться теми, кто так и не вернул инвестиционные деньги ОГК и ТГК, знает один из них, но как именно чиновники собираются это делать, не раскрывает.
В феврале-марте НП «Совет рынка» может утвердить новую конструкцию ДПМ. Его представитель в выходные это прокомментировать не смог, но источник, близкий к партнерству, говорит, что изменения коснулись юридической стороны соглашений, принцип же остался прежним: инвестор должен ввести определенный объем мощности в конкретный срок, за неисполнение — штраф.
Государство должно думать о количестве новых станций не с точки зрения удовлетворения растущего спроса, ежегодный рост которого до 2020 г. прогнозируется чуть выше 2% (до кризиса — 4-5%) , говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, а с точки зрения энергоэффективности. Инвестору нужны условия, когда для него станет выгодно строить новые блоки, а не эксплуатировать выработавшие свой ресурс станции, ведь главное — надежность, а не наличие законсервированных станций, объясняет он.
Источник: Ведомости