Чуйченко предлагает сделать еще более прозрачной и подконтрольной деятельность публичных компаний: унифицировать их внутренние документы, сократив случаи их применения, заставить компании показывать зарплаты топ-менеджеров, а не общий размер вознаграждения, которое получает совет директоров или правление, и распространить на них те же ограничения, что и на госслужащих, — прежде всего декларирование доходов менеджеров и членов их семей.
«Я как инвестор, решая, куда инвестировать, не должен думать, какое корпоративное управление в том или ином эмитенте, в чем достоинства и недостатки», — объяснял Чуйченко, все вопросы должны регулироваться законом, а устав — одна страница с ответами на вопросы, которые закон ставит перед эмитентами: количество человек в совете директоров, кворум и т. д. Из-за того что в законодательстве отсутствуют такие понятия, как бюджет, инвестиционная программа, порядок взаимодействия с дочерними и зависимыми фирмами, продолжал Чуйченко, возникают лазейки, которые используются компаниями для уменьшения прибыли и дивидендов, а также для создания коррупционного предложения.
Будет ужесточено и наказание для менеджеров, ущемляющих права акционеров, обещал Чуйченко: «Если я украду часы — пойду в тюрьму, а если я директор и не пущу кого-то на собрание, где приняты решения о выводе активов или допэмиссии, то в уголовно-правовом смысле ничего мне не будет». У российского акционера есть право оспаривать эти решения в суде, а мировая практика состоит в том, что нарушение правил корпоративного управления стоит следующим по тяжести после налоговых преступлений.
Частным компаниям Чуйченко предлагает предоставить больше прав и свобод — чтобы «бизнес не бежал из России». Если участники ООО хотят, например, непропорционально распределять дивиденды — это их право.
Миноритарный акционер «Роснефти», «Газпрома», Сбербанка и т. д. Алексей Навальный поддерживает инициативы Чуйченко, хотя более короткий путь к решению проблем коррупции в корпоративном секторе — создание института действительно независимых директоров в госкомпаниях. По мнению Навального, главная проблема с внутренними документами сейчас одна — их невозможно получить: менеджмент игнорирует законное право акционеров, трактуя любые хозяйственные документы, особенно проблемные с точки зрения коррупции (договоры о поставках, материалы о конкурсах и т. п.) , как бухгалтерские, видеть которые акционеры не имеют права. Независимые директора такие документы могли бы получать и контролировать работу корпораций с точки зрения коррупции. Если двигаться путем Чуйченко, заключает Навальный, нужно законодательно закрепить, какие документы бухгалтерские, а какие — нет.
Написание антикоррупционной стратегии и корректировка плана — вопрос политический, рассказали чиновник Кремля и эксперт, близкий к администрации президента. По словам эксперта, в июне Россия должна будет отчитаться перед Советом Европы о выполнении 26 рекомендаций, выданных ее организацией «Группа стран против коррупции» ( «Греко») по итогам мониторинга. Если Россия не выполнит хотя бы восемь рекомендаций, мониторинг будет прекращен, а страны ЕС будут поставлены в известность, что Россия не борется с коррупцией.
Источник: Ведомости