Бонусы ритейлерам на отдельную ассортиментную позицию могут превышать максимально разрешенные законом о торговле 10%, заявил во вторник на заседании экспертного совета по вопросам развития торговли Олег Сазанов, директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга. По разным позициям может устанавливаться разный размер премии, но в совокупности она не должна превышать 10% общего объема поставок по договору. «Поставщик может предлагать меньшие премии за наиболее продаваемые товары и большие — за новый ассортимент. Это нормальный экономический механизм. Мы не видим в этом никаких рисков ни для ритейлеров, ни для поставщиков», — объяснил Сазанов.
Однако присутствовавший на том же совещании руководитель управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев с позицией Минпромторга не согласился. «По нашему мнению, 10% — это все же максимум по каждой позиции», — сказал он. Но закон действительно допускает двойное толкование, признал Нижегородцев. «Если мы обнаружим, что для одной позиции установлена премия 30%, для другой — 0%, мы обратимся в суд и будем разбираться», — добавил он.
В ближайшее время вопрос может быть вынесен на комиссию под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова, предположил Сазанов. Связаться с представителем аппарата Зубкова вчера вечером не удалось.
«В этой ситуации нам ближе позиция Минпромторга. Чем либеральнее мы интерпретируем закон, тем меньше вероятность использования серых схем, — рассуждает член совета директоров „Вимм-билль-данна“ Давид Якобашвили. — Ограничение премии 10% и так слишком существенно для ритейлеров, которые до вступления в силу закона нередко просили о больших бонусах».
Сетям удобнее распространять 10% на договор в целом, подтверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский: в частности, устанавливать более высокую премию для товаров с низкой маржинальностью и наоборот, «таким образом розница сможет получать доход от продажи низкомаржинальных позиций».
«Нам все равно — мы в любом случае заплатим одну и ту же сумму, — рассуждает гендиректор поставщика кондитерских изделий „Русские продукты торг“ Дмитрий Рыжков. — В теории разница может быть для сетей. Например, на некоторые социально значимые позиции им придется установить премию меньше 10%, в противном случае розничная цена может оказаться выше той, которую готов платить потребитель. Возможность устанавливать на другие товары бонусы более 10% даст сетям возможность компенсировать недополученную маржу».
Источник: Ведомости