Yota – российская компания нового типа

0 702
Вице-президент по развитию бизнеса компании Yota Егор Иванов вспоминает, как в 2007 году он с коллегами пришел в офис южнокорейского гиганта Samsung. «У нас даже не было визитных карточек, — рассказывает он. — Они не понимали, зачем вообще с нами говорить и думали: „Что это за люди из России?“ «

Спустя четыре года Yota почти наступает на пятки гигантам российского телекоммуникационного рынка, предлагая ряд максимально инновационных продуктов на рынке высокоскоростной широкополосной мобильной связи и интернет-услуг.

Существует Yota Музыка, российский ответ интернет-радио Pandora. В апреле компания запускает новый сервис потокового видео, аналогичный Netflix. Однако в основе всего этого лежит главный продукт компании — беспроводная мобильная связь 4G. Абонентская база Yota сейчас составляет 750 000 человек.

Мы все сами этим пользуемся, — говорит о себе и своих коллегах Иванов, в свои 30 лет как будто символизирующий ошеломительную молодость компании. — У нас у всех по несколько телефонов, iPad, компьютеры — все самое новое. Мы знаем, каким должен быть сервис и как этого добиться“.

Yota начала предоставлять свои услуги в июне 2009 года, сперва в Москве и Санкт-Петербурге, а потом в еще трех городах России. За пять месяцев она вышла на самоокупаемость, а в прошлом году показала 125 миллионов долларов выручки.

Компания сразу же выделилась как на российском, так и на мировом фоне, благодаря использованию мобильной технологии WiMAX, обеспечивающей высокоскоростной доступ в интернет — в том числе с помощью популярных в последние годы компактных модемов. Компания вложила 500 миллионов долларов в приобретение WiMAX оборудования, особенно у компании Samsung, изготавливающей базовые станции, которые устанавливаются в охваченных деятельностью фирмы городах. Вскоре Yota стала одним из ведущих пользователей технологии и объявила о планах по внедрению ее еще в 15 городах России.

Однако вскоре планы изменились. Когда WiMAX по всему миру начал терять позиции под напором технологии Long-Term Evolution, более известной как LTE, Yota решила, что нужно быть гибкой. В прошлом мае фирма объявила, что она собирается полностью сменить технологическую базу. „Следуя за мировыми тенденциями, мы сможем предлагать нашим клиентам наилучшие решения“, — заявила Yota.

В стране, в которой крупный бизнес с трудом избавился от такого советского наследия, как многолетние инвестиционные планы, скорость роста и изменений Yota многих сильно удивляет.

В течение двух месяцев Yota вложила 20 миллионов долларов в развитие LTE технологии для своей сети 4G в Казани, третьем по величине городе России. Однако в данном случае она, возможно, оказалась даже слишком быстрой. В итоге сейчас технология готова к использованию, но в России отсутствуют правила, регулирующие ее эксплуатацию, поэтому проект пришлось заморозить до тех пор, пока они не появятся.

Это видно даже на уровне маркетинга. Логотип компании — стоящий на голове человечек — прост и изящен. Вместо того, чтобы тратить миллионы на дополнительную рекламу, в декабреYota организовала в Санкт-Петербурге фестиваль Yota Space — и он стал известен во всем мире, благодаря выставке цифрового искусства и концерту на открытии, в котором участвовала популярная инди-группа Hot Chip.

Впрочем, несмотря на свой новаторский и хипстерский дух, компания не избежала критики. В прошлом месяце она подняла тарифы, лишившись части клиентов. По словам Иванова, это было необходимо сделать, чтобы ограничить слишком быстро растущую абонентскую базу и обеспечить оставшихся клиентов качественным сервисом.

Стратегия расширения Yota фокусируется на странах, с которыми у России установились прочные связи. Начав работу в России, компания вскоре принялась и за Белоруссию, в которой правит авторитарный Александр Лукашенко. Затем она пришла в Никарагуа — одну из немногих стран, признавших независимость сепаратистской грузинской республики Южной Осетии, за которую Москва и Тбилиси вели в августе 2008 года кровопролитную войну. Недавно она начала работать в Перу. Ее планы заключить соглашение с Венесуэлой сорвал финансовый кризис.

Глобальной экспансии компании помогают „Ростехнологии“ — неуклюжий промышленный гигант, полностью подконтрольный российскому правительству. „Ростехнологиям“ принадлежит блокирующий пакет акций Yota — 25% плюс одна акция. Остальные акции принадлежат частному инвестиционному фонду Telconet Capital. По словам Иванова, публичное размещение акций пока не планируется, однако в итоге компания может прийти к этому решению.

Автор: Мириам Элдер
Источник: inosmi.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить