За первые три квартала 2025-го розничные сети продемонстрировали спад показателей запуска новых объектов торговли.
Так с января по сентябрь ритейлеры запустили порядка 5,3 тысяч точек продаж, что на треть ниже показателей прошлого года.
Эксперты сходятся во мнении, что причиной подобной динамики стало уменьшение активности покупателей. В связи с этим открытие новых торговых площадей становится экономически невыгодным делом.
Так суммарный рост площади торговых помещений у топ-200 лидеров отрасли уменьшился практически на 10% в годовом выражении.
По словам аналитиков, подобная отрицательная динамика является рекордной за последние годы.
Наиболее ощутимо замедлились темпы роста торговой инфраструктуры у брендов:
- «Красное&Белое» - падение составило 73,3%, до уровня 53,7 тысячи квадратных метров,
- «Ярче» — минус 39,98%, до 30,88 тысячи квадратных метров,
- «Магнит» — сокращение на 23,83%, до величины 341,33 тысячи квадратных метров.
Кроме снижения потребительского спроса, значительное влияние на сокращение торговых площадей оказали высокие ставки кредитования, увеличение расходов на строительство и оборудование новых торговых объектов, нехватка опытных сотрудников, а также перемены в предпочтениях потребителей.
В X5 (сети «Чижик», «Пятерочка», «Перекресток») отметили, что в последнее время покупатели перестали покупать продукты в прок, что сделало менее востребованными крупноформатные магазины. Поэтому в компании переключились на развитие магазинов «у дома». Небольшие площади под такой формат торговли легче найти в жилых районах, аренда там дешевле, а открытие точек через франчайзинг дает дополнительный рост числа магазинов, отмечают в X5.
Статистика также подтверждает, что крупные участники рынка стали отдавать предпочтение магазинам меньших размеров. За первое полугодие 2025 года, средний размер торговых площадей продовольственных ритейлеров уменьшился на 0,7%, составив 312 квадратных метров.
Тем временем Ассоциация компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) сообщила, что количество небольших магазинов площадью от ста до двухсот квадратных метров увеличилось примерно на 15% за минувший год.
Однако ситуация среди дискаунтеров выглядит иначе.
Так, за девять месяцев 2025 года общая торговая площадь дискаунтера «Находка» увеличилась втрое, достигнув 47,4 тысячи квадратных метров, площадь сети «Доброцена» — выросла в шесть с лишним раз, до 53,2 тысячи квадратных метров, а совместный прирост сетевых игроков «Победа» и «Народный амбар» составил 47,6%, достигнув общей цифры в 39,4 тысячи квадратных метров.
Этот факт отражает растущую популярность дешёвых продуктов питания среди россиян, отмечают эксперты.
По материалам Коммерсантъ







