На днях Санкт-Петербургский городской суд признал законным так называемый ценз оседлости, по которому ветераны Великой Отечественной войны не могут получить льготное жилье, не прожив в городе 10 лет.
Та же норма закона действует и в Москве, однако, как выяснили «НИ», даже фактическое проживание в столице в течение этого срока не гарантирует участнику ВОВ разрешения жилищных проблем. Живой тому пример — история 91-летнего Владимира Лепсая, жившего в Москве у сына с 2000 года, но прописавшегося только в 2002-м. Факт своего проживания в столице все эти годы пенсионер теперь доказывает в суде. Пока безрезультатно.
Норма о цензе оседлости прописана в московском законе «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Проблемы нередко возникают в связи с тем, что многие ветераны, перебираясь в Москву к детям, оформляют прописку не сразу, а спустя время. Вот и получается, что, если по факту 10 лет проживания ветерана в городе истекли, то по бумагам он все равно не подпадает под норму.
Владимиру Лепсая 91 год. Он — участник ВОВ, кавалер трех боевых орденов, был ранен, бежал из фашистского плена, участвовал в Сталинградской битве и других сражениях. После того как у ветерана начались проблемы со здоровьем, он вместе с супругой решил перебраться к сыну в Москву. У сына своя семья: жена и трое детей. Осенью 2000 года ветеран поселился у него, но прописался там только спустя два года. С тех пор семья из семи человек ютится в трехкомнатной квартире на менее 40 кв. метров жилой площади. Спать приходится даже в кухне.
«Мой отец пытается встать на жилищный учет с 2009 года, — рассказывает „НИ“ сын участника ВОВ Владимир Лепсая. — Тогда мы собрали весь пакет документов, в том числе и подтверждение того, что наша семья является малоимущей, и подали их в районное жилищное управление. Нам пообещали, что не будут учитывать десятилетний ценз проживания». Правда, вскоре из управы пришел ответ об отказе в постановке на жилищный учет. Причина — все тот же десятилетний ценз оседлости.
Вскоре столичный Департамент жилищной политики попытался включить участника ВОВ в другую программу — «Дом всем миром». В ней как раз могли принимать участие те ветераны, кто не попал в программу, утвержденную указом президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Однако программу свернули из-за отсутствия инвесторов, и Владимир Лепсая и тут не дождался своей очереди. Тогда ветеран решил доказывать факт своего десятилетнего проживания в Москве через суд.
«Мы собрали все необходимые документы, например, подтверждение того, что отец лечился в городской больнице уже в 2000 году, — вспоминает сын ветерана. — Нужно было просто установить факт проживания». Но Перовский райсуд оставил заявление без рассмотрения. Семья ветерана обжаловала это решение в Мосгорсуде, где сейчас и находится иск. «Если суд все-таки установит юридический факт проживания, мы все равно не уверены, поставят ли нас сразу после этого на жилищный учет или
Депутат Госдумы Галина Хованская, выступавшая против десятилетнего ценза, когда закон был еще на стадии рассмотрения, заверяет «НИ», что постановка на учет после подтверждения десятилетнего проживания проблем вызвать не должна. Председатель президиума Столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский считает, что для ускорения процесса следует обратиться напрямую в приемную президента. «Думаю, такое обращение не останется не рассмотренным», — замечает «НИ» юрист.
Добавим, что, по данным Минрегионразвития, с 1 марта 2005 года по октябрь 2011-го на учет встали 228,7 тыс. ветеранов. Почти 157 тыс. человек смогли за это время улучшить жилищные условия. Однако одновременно почти 20 тыс. так и не получивших квартиру ветеранов были сняты с учета по разным причинам, даже несмотря на то, что президент Дмитрий Медведев в своем бюджетном послании в конце июня этого года потребовал обеспечить жильем всех нуждающихся ветеранов ВОВ не позже 2012 года.
ОЛЬГА БОРОДИНА
Источник: newizv.ru
Фото: newsland.ru