Минюст предлагает платить гражданам за доносы на коррупционеров
Возможно, уже скоро сообщать о замеченных преступлениях коррупционного толка станет не только моральным, но и выгодным делом. По крайней мере, этого хочет добиться рабочая группа по противодействию коррупции, существующая при Министерстве юстиции. Идея выплачивать информаторам определенный процент от суммы, возвращенной в бюджет, записана в новой концепции взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией.
Речь о вознаграждении за информацию о коррупции будет идти лишь в тех случаях, когда дело доберется до судебного приговора, пишет «Российская газета». В ближайшие дни проект планируется направить в совет при президенте России по противодействию коррупции. Если предложение покажется приемлемым, начнется работа над соответствующим законопроектом.
Вкупе с недавно введенной нормой о кратных штрафах по уголовным статьям о взяточничестве новая инициатива позволит присуждать за подобные вещи порой астрономические суммы. Так, в этом году в Нижегородской области суд приговорил полицейского из отдела борьбы с экономическими преступлениями к штрафу в 11 миллионов рублей за получение взятки в 500 тысяч.
Насколько морально организовывать специальный механизм для «павликов морозовых»? И, если это приемлемо с нравственной точки зрения — поможет ли данная инициатива снизить коррупцию в стране?
— С одной стороны, это не помешает, — заявил «СП» генерал-майор милиции в отставке доктор юридических наук Владимир Овчинский. — Особого вреда эта мера не принесет. Информированность органов правопорядка относительно таких преступлений несколько поднимется.
Но, с другой стороны, информации об актах коррупции и так много, обращает внимание эксперт. «Достаточно пройтись по новостным сайтам в интернете, побывать kompromat.ru — там лежит множество реальных историй, с именами и фамилиями, — говорит Овчинский. — Бери и открывай дела. Однако же по этим сведениям ничего, как правило, не делается. Так что действенность подобных мер тоже условна».
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов на момент написания материала не мог прокомментировать новую инициативу, но его комитет будет ее рассматривать в ближайшее время. Ранее Кабанов заявлял «СП», что борьба с коррупцией может быть только системной, то есть включать в себя как карательные, так и профилактические меры. «Оздоровлять бизнес-среду, создавать условия, стимулирующие честное поведение служащих и делающие невыгодной коррупцию — это прекрасно, но без жестких, даже жестоких мер, без неотвратимого, невзирая на должность, наказания, не обойтись никак», — говорил Кабанов.
При этом имеет смысл по отдельности рассматривать «верховую» и «низовую» виды коррупции. Первый тип характеризуется крайне значительными суммами взяток и откатов, в низшей лиге ниже и ставки —, но это не главное различие. Коренная разница состоит в том, что «низовая» коррупция как инструмент решения проблем доступна и рядовым гражданам — подойти с взяткой к полицейскому или директору школы может и человек «с улицы». А вот крупному чиновнику взятки дают, как правило, лично знакомые — или те, кого рекомендовали «правильные» люди.
Кто может быть потенциальным «информатором», который сообщит в полицию о замеченном им акте коррупции? Прежде всего — это один из рядовых граждан, которому довелось увидеть подобное или получить «непристойное предложение». В последние годы суммы взяток в распространенных случаях (устройство ребенка в школу, «штраф на месте» для пойманного за рулем в пьяном виде) стали достигать многих десятков тысяч рублей. Это значит, что за донос — в случае, если гаишника или директора школы признают виновным и приговорят к крупному штрафу — информаторам заплатят несколько тысяч. Хотя, конечно, только ради этого обычный гражданин вряд ли пойдет на скандал — скорее «откат за информацию» станет приятным бонусом при сведении личных счетов.
Не забудем, что закон работает в обе стороны: при акте дачи взятки виновным по УК РФ становится не только получающий, но и дающий мзду.