«По статистике ФНС за 2011 год, примерно в 30% налоговых споров, рассмотрение которых доходит до суда, фигурируют фирмы-однодневки, напомнил Джальчинов. — Даже Президиум Высшего арбитражного суда в уходящем году рассмотрел 6 таких дел. С 2008 года число фирм-однодневок только увеличивается».
«Теоретически есть два способа борьбы с этим явлением, — полагает представитель Salans. — Первый — вернуться к отмененному несколько лет назад разрешительному принципу регистрации юридических лиц (так называемый европейский вариант). Второй вариант — китайский, заключается он в ужесточении уголовной ответственности за мошенничество. Наше государство решило пойти по второму пути.
29 ноября Совет Федерации утвердил соответствующие поправки в УК, и как раз сегодня президент Медведев должен их подписать, — сообщил Джальчинов. — В новой статье 173.1 фигурирует такое преступление, как образование юридического лица через подставное лицо. Делится на два состава: простой (самое жесткое наказание — лишение свободы до трех лет) и квалифицированный (с применением служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, до 5 лет лишения свободы).
В ст. 173.2 рассматривается незаконное использование документа для регистрации юридического лица. Здесь тоже выделены два состава. Первый — предоставление паспорта или иного документа для регистрации юрлица. Максимальное наказание — исправработы сроком до 2 лет. Второй состав — приобретение паспорта (в том числе присвоение найденного или похищенного) для тех же целей карается уже лишением свободы на срок до трех лет».
«Как известно, в 2009 году были приняты поправки в ст.90 УПК, — напомнил адвокат. — В соответствии с ними обстоятельства, установленные решением арбитражного суда, не доказываются вновь и принимаются судом общей юрисдикции, прокурором, следователем без проверки. А арбитражные суды делают разные заключения. В частности, президиум ВАС недавно признал, что ответчик создал фирму-однодневку, на основании заключения интернет-провайдера. Провайдер сообщил, что и ответчик, и его контрагент пользовались системой „банк-клиент“ с одного IP.
То есть решение арбитража может повлечь за собой возбуждение уголовного дела. Причем статьи 173.1 и 173.2 не предусматривают механизма деятельного раскаяния с последующим освобождением от ответственности».
«С другой стороны, в качестве „пряника“ законодатель внес поправки в ст.140 УПК, — говорит Джангар Джальчинов. — Отныне поводом для возбуждения уголовного дела могут являться только материалы, направленные налоговым органом. Сегодня на практике налоговики очень редко передают материалы проверок напрямую в Следственный комитет, чаще предпочитают разрешать споры в арбитраже. То есть пока что широкой базы для применения новых статей УК нет, но неизвестно, что будет через год или два».
Источник: Отдел новостей ИА «Клерк.Ру»