Долги по ЖКХ, впрочем, остаются у нас статьей совершенно особой: случаи, когда злостному неплательщику, исходя из вышеизложенного, и декларировать-то нечего, нередки. Как распространен и расклад, при котором из-за коммунального должника (живет он, предположим, в многоквартирном доме) страдать приходится целым подъездам.
С одной стороны, в борьбе с «паразитами» все новые средства нарождаются, иногда весьма радикальные, с другой — рапортовать о том, что они решают миллиардную в рублевом эквиваленте и в масштабах страны проблему, наверное, преждевременно.
Корреспондент НТВ Юрий Кучинский выяснял, где кнуту предпочитают пряник, и наоборот.
Движимое за недвижимое. Хозяин Renault накопил не штрафы, а квитанции за квартиру, но в заложники отправляется железный конь. Просто в дом судебных приставов должник не пустил, и пришлось им описывать то, что снаружи.
Судебный пристав: «В дальнейшем это имущество будет оценено специалистами, и в случае непогашения должником долга по квартплате это имущество будет передано на принудительную реализацию».
Долг по квартплате в этом случае — 99 тысяч. Renault стоит, конечно, дороже, но ведь распродажа конфиската обычно бывает настоящим праздником низких цен. Так что вполне вероятно, что после продажи машины сдачи для ее хозяина просто не останется. Для подмосковных приставов это удачная операция. Имущество найдено, арестовано, его стоимость покрывает долг. То есть закон торжествует. Но чаще бывает по-другому.
Должник: «Да убери ты отсюда свою вертушку! Убирай!»
Есть, от чего разозлиться: семья Алексеевых в Кострому переселилась после землетрясения на Сахалине. Тут им предлагали работу и новую жизнь.
Должник: «Предприятия разваливались, своих некуда было на работу звать, а тут приезжие. А нам обещали манну небесную».
Денег за квартиру переселенцам отчаянно не хватало, и долгов накопилось уже тысяч на 300. Взыскать их в этом случае практически нереально. Приставы описывают микроволновку, сервант, зеркало-трюмо, телевизор, еще
— Я понимаю, денег нет. Но это не повод совсем не платить!
— Я согласна с Вами, не повод.
По оценкам Минрегионразвития, за коммуналку в России не платит едва ли не каждый десятый. Долги миллиардами переваливаются из года в год, и таять этот снежный ком не собирается. Причем не платят не только те, кому действительно нечем, но и вполне обеспеченные люди. Психология такова: зачем вечером отдавать деньги, если еще утром стулья принесли.
Надежда Бабичева, генеральный директор коллекторского агентства: «Именно в сфере ЖКХ у граждан остается мнение о том, что не они должны управляющим компаниям, а управляющие компании должны им давно, и государство им тоже
Одними приставами проблему не решить. До суда, взыскания или принудительного выселения доходит лишь малая часть долговых дел, и очень много приходится списывать. Ведь если суд в течение трех лет не принял решение по долгу, то он просто списывается, потому что срок давности такого дела истекает. А если в семье есть несовершеннолетняя, то выселить ее в квартиру похуже просто невозможно. Или если должник покаялся и заплатил хотя бы за месяц, то суд обычно встает на его сторону. Потом опять можно не платить полгода — до следующего суда. Уловок множество, но и коммунальщики придумывают свои.
Сотрудник коммунальной службы: «Попали мы в канализационный стояк, это точно. Так, следующую штангу наращиваем».
Метод эффективный, опробован по всей стране. Такое устройство с сеточкой опускают и в Екатеринбурге в канализацию, и в Хабаровске, и в Якутске.
Сотрудник коммунальной службы: «Устройства установлены непосредственно в определенную квартиру, в квартиру должника. И перекрыт выпуск только из этой квартиры. Сам стояк остается проходным».
Устройство в канализационной трубе свободно пропускает вещества в жидком агрегатном состоянии, но это чтобы соседей не затопило. А более-менее твердые фракции блокирует. Получается запах, который в большинстве случаев быстро настраивает должника на конструктивный диалог. Правда, некоторые технические методы только больше злят.
Корреспондент: «Гражданин Фокин — это что за такой уникальный преступник?»
Екатерина Ерёмина, комендант товарищества собственников жилья: «Гражданин Фокин у нас злостный неплательщик. Он не оплачивает свои коммунальные услуги уже четыре года. Допуска в лифт нет, он решил сделать порчу общего имущества дома».
Гражданин Фокин пытался разломать панель с кнопками в лифте после того, как лифт стал как бы персональным. Только у тех, кто регулярно платит за квартиру, есть электронные ключи, а без них лифт не ездит. Для жалостливых, кто подвезет нерадивого соседа, установлен штраф в тысячу рублей и видеонаблюдение, чтобы все это фиксировать. Жалостливых пока не нашлось.
Местная жительница: «Платить не будем, почему нам лифт отключили? С таким еще возмущением! Я удивляюсь, что им лестницы не перекрыли, по которым они ходят и пачкают. За них уборщица моет эти лестницы. Они амортизируются опять же, да?»
Корреспондент: «А платите вы за это?»
Местная жительница: «Содержание и ремонт мы же оплачиваем».
Коммунальное хозяйство — это ведь буквально означает «общее», то есть все им пользуются, и все от него зависят. Поэтому и круг технических средств борьбы с должниками здесь крайне ограничен: как бы по другим рикошетом не ударило. Конечно, можно сделать лифт с ключами, но на мусоропровод замок не повесишь — последствия начнутся. В каких-то новых домах есть техническая возможность отключить за неуплату тепло в одной отдельно взятой квартире. Но дома в основном старые и отключать придется весь подъезд. Вот и остается в этой борьбе с долгами, по сути, лишь гуманитарный метод — доброе слово.
В Благовещенске должников каждый год уговаривают и конфет обещают. Сейчас можно не только совесть успокоить, долги вернув, но и подарок за это получить.
Елена Третьякова, заместитель исполнительного директора энергосбытовой компании: «Призы у нас были разные, мы стараемся каждый год
Некоторые, правда, к подаркам привыкают и ждут их, как неделю рождественских распродаж, то есть в течение года за квартиру специально не платят. А в Ярославле предлагают взять натурой. В смысле, не можешь за это заплатить, сделай сам. Любовь Иванова теперь сама подметает свой и пару соседних дворов.
Любовь Иванова: «Очень хорошо. У меня даже снизилось давление, стало нормализовываться. Я раньше страдала давлением. А сейчас или воздух на меня так подействовал?»
Правда, при зарплате дворника в 5,5 тысяч и долге в 56 Любовь Иванова и летний зной встретит с метлой в руках. Но все это напоминает поговорку «Голь на выдумки хитра» и, в целом, проблему не решает. Для этого с проповедью в массы неплательщиков должны идти те, кто в этом кровно, то есть денежно заинтересован — управляющие компании. А они в большинстве случаев выступают хранителями традиций советского начальника ЖЭКа: вас много, я один.
Владимир Талалыкин, заместитель генерального директора фонда содействия реформирования ЖКХ: «Если люди не хотят платитьиз-за того, что ты коммунальную услугу эту предоставляешь плохо, то это твои проблемы. Ты, управляющая компания, оказываешь услугу, выходи на граждан, проводи собрания, ходи по домам, общайся, тебя наняли для этого».
Носителями доброго, правда, и настойчивого слова, являются даже коллектор, которым сегодня все чаще достаются заказы не только от банков, но и от коммунальщиков. При правильной постановке процесса общения, не доводя до суда, удается уладить две третижилищно-долговых разногласий.
Надежда Бабичева, генеральный директор коллекторского агентства: «Если человек не согласен с задолженностью, которая у него возникла, он в этой ситуации должен занимать активную позицию. Он должен сам идти в суд и оспаривать действия управляющей компании. У нас же происходит таким образом, что в такой ситуации житель просто решает не платить. При этом продолжает потреблять услуги».
Но
Должник: «Сейчас, как говорится, везде так называется она, инфляция, и как называется, кризис везде».
Вообще системным решением как проблемы долгов, так и качества коммунальных услуг как раз и должны были стать все эти ТСЖ и управляющие компании. Казалось, что если в каждом доме будет свой хозяин, он уж точно наведет чистоту и порядок. Только слишком многие увидели здесь лишь еще один денежный поток, часть которого можно направить в выгодном для себя личном русле. И вместо четкой коммунальной системы получилась коммунальная кухня, где без конца скандалят, кто кому должен.
Источник: amic.ru