Один из самых громких прошлогодних проектов — изменения в системе ТО, которые вводятся с начала 2012 года, — уже успел дать сбой. Напомним, ТО привязали к ОСАГО — без первого не купить второго. Проблемы с запуском реформы начались в первых числах января.
Еще в июне прошлого года премьер Владимир Путин подписал постановление, автоматически продлевающее до 2012 года талоны техосмотра, действие которых закончилось в 2011 году. Мораторий нужен был для того, чтобы выровнять сроки действия талонов и полисов ОСАГО для удобства граждан — по задумке чиновников, они должны заканчиваться примерно в одно время. Однако Госдума уточнила действие моратория: согласно принятому закону о ТО, действие талонов, выданных в 2011 году, заканчивается в 2012 году вместе с полисом ОСАГО. Согласно новым правилам, страховая компания не может выдать полис владельцу автомобиля с талоном, срок действия которого закончился за шесть месяцев до окончания полиса (или позже) , несмотря на мораторий.Такие автовладельцы и оказались заложниками реформы: у многих страховка кончается в январе 2012 года, однако получить новый полис они не могут, потому что действие талона прекратилось, а новый получить негде.
Большая часть операторов техосмотра начинают работать 10 или 11 января. Сохранилась возможность обратиться в пункты техосмотра ГИБДД (они продолжат действовать до 2014 года и в некоторых регионах работают с первых чисел января) , но их всего 95 по всей России. Кроме того, у таких операторов ТО обойдется дороже на 300 рублей — таков размер госпошлины, которая по-прежнему взимается в пунктах ГТО МВД.С проблемами реформы ТО в новогодние праздники столкнулся и один из сотрудников «Коммерсанта», чей полис ОСАГО закончил свое действие в конце 2011 года, а талон ТО действителен по июнь 2012 года. Обратившись к «своему» страховщику ОСАГО — РОСНО — за продлением страховки, автовладелец получил отказ. «У нас есть распоряжение не продавать ОСАГО тем, у кого до окончания срока действия талона ТО менее полугода», — сообщила покупателю сотрудница РОСНО. Такой же ответ сотрудник услышал и в офисе страхового дома ВСК, в который отправился сразу после РОСНО.
Полис удалось купить в компании «РЕСО-Гарантия» — его продали, сославшись на «совещание в компании 30 декабря прошлого года, на котором было решено в новогодние праздники осуществлять продажи ОСАГО, как и до Нового года»: ТО в компании начнут спрашивать с первого рабочего дня. Любопытно, что при звонке из редакции в офис компании «РЕСО-Гарантия» с просьбой продать полис при действующем талоне ТО сроком до июня в дирекции продаж страховщика ответили отказом. «Вам остается только пройти ТО, — заявил сотрудник дирекции продаж „Нагорная“ Юрий, — продать полис мы вам не можем, иначе агента могут уволить, и это чревато санкциями».
Как заявила директор по связям с общественностью страхового дома ВСК Светлана Шаипова, «реформа ТО требует ведения разъяснительной работы с клиентами». «Наш представитель возглавляет комитет Российского союза автостраховщиков (РСА) по организации системы ТО транспортных средств, мы выступаем за то, чтобы действовать в рамках закона»,- объяснила она отказ в продаже страховок тем, у кого действие талонов ТО истекает до 1 июля. Госпожа Шаипова не считает, что отказов много — «все-таки в новогодние праздники люди больше заняты другими хлопотами».Ранее основной угрозой для реформы ТО было отсутствие нормативных актов, необходимых для реализации закона о ТО с 1 января 2012 года. Для выхода из положения понадобилось принятие рекордного количества документов — 29 (их готовили шесть ведомств). Большая часть из них выпущена в спешке в последние недели декабря 2011 года. В частности, в последние дни месяца были выпущены требования к техникам-экспертам, которые проводят техосмотр, а также приказ МВД о запуске информационной базы с данными об автомобилях, прошедших ТО.
Впрочем, в РСА проблемы в этом не видят: как пояснили в организации, основная масса полисов ОСАГО оформляется традиционно в конце года, и в январе пика не ожидается. Некоторые страховые компании заранее предусмотрели эту ситуацию, обзвонив в декабре клиентов, чьи полисы заканчиваются в начале января, и предложили продлить страховку еще по старым правилам — без талона ТО. «Часть операторов не смогут выдать талоны и после 10 января, — считает гендиректор объединения „Техэксперт“ (включает около 500 организаций, проводящих техосмотр) Сергей Зайцев. — По нашей информации, за неделю до конца года компании в Мурманской, Костромской, Новгородской областях подали заявки на аккредитацию в РСА, однако до сих пор не попали в реестр. Другие операторы, получившие аккредитацию, до сих пор не получили талонов».
Сами техоператоры уже винят страховщиков в дискредитации реформы ТО. «РСА аккредитовал несколько десятков операторов, принадлежащих ЗАО „Техосмотр“, — рассказал Сергей Зайцев. — По нашей информации, все они принадлежат „Росгосстраху“ и, по сути, являются псевдооператорами, представляя собой канцелярские помещения филиалов компании, где раньше выдавались страховки. Там нет ни оборудования, ни экспертов для проверки технического состояния — талоны будут выдаваться без должных проверок. По нашей информации, для таких „операторов“ уже закуплено около 40 тыс. талонов». «Это еще хуже, чем коррупция в системе ТО, которая была при ГИБДД, — заявил господин Зайцев. — Это дискредитация всей реформы техосмотра. В связи с этим мы планируем обратиться с заявлением в прокуратуру».
«Думаю, что договор о сотрудничестве с этой компанией (ЗАО „Техосмотр“) у нас действительно есть. Мы сотрудничаем с большим количеством операторов. Заявление господина Зайцева я рассматриваю как элемент конкуренции: ведь сейчас „Росгосстрах“ платит не более 10% комиссии операторам за продажу полисов в месте проведения техосмотра. А операторы хотят комиссию 30-40%, поэтому и нервничают. В этой точке и происходит конфликт между страховыми компаниями и операторами. Он может решиться только за счет роста тарифов на ТО»,- заявил первый заместитель гендиректора ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров.
В свою очередь, в РСА заверили: «Все операторы, перед тем как попасть в реестр, прошли документарную проверку, при этом использовался принцип презумпции добросовестности заявителя. Если на оператора будут жаловаться граждане, то после двух подтвердившихся во время проверок жалоб РСА по закону вправе отозвать аккредитацию».
Источник: vz.ru