"МегаФон" оштрафовали за SMS-спам

0

Наказать своего оператора связи за глупость, ошибки или откровенное нарушение закона может каждый пользователь. Для этого не обязательно исходить ядом в блогах, писать матерный твиты с популярными хэштегами или выходить на демонстрации с плакатами. Надо действовать законными методами с приложением реальных доказательств. И тогда будь это МТС, ВымпелКом или МегаФон (компании совсем не маленькие) — оператора «отшлепает» тот орган надзора, которому это положено «по должности». Пример со штрафом в 110 тыс. руб. за SMS-спам, который ФАС наложила на «МегаФон» — тому примером.

Поскольку «платные блоггеры», которые спонсируются «Мегой» (оператор уже почувствовал вкус «работы» в соцсетях) об этой ситуации писать-говорить-твитить, конечно, не будут, то придется нам рассказывать как было дело.

Итак, год назад «МегаФон» польстившись на «вкусное» предложение некого ОАО «Подиум» стал забрасывать своих абонентов SMS-спамом с предложением женской одежды и аксессуаров. До масштабов рекламы лохотерей БиЛайн он, конечно, малость не дотянул, но объем получился все равно знатный — многие сотни тысяч рассылок. Вообще, этим операторы сотовой связи занимаются не впервой. Теперь они своим «партнерам» даже советуют делать каким образом — рассылать спам не с коротких номеров, а с каких-либо «левых» номеров, но в Call ID ставить свое название. Получит такой спам абонент, будет звонить оператору, а ему, бац — извините, дорогой друг, к этим рассылкам оператор, формально, отношения не имеет. Это, мол, другие абоненты сотовой связи вам пишут. и прекратить этот спам… оператор, бедняжка, не может. Хорошая схема — и она теперь работает.

Но вернемся к действиям оператора «МегаФон». Все это безобразие по рассылке SMS-спама продолжалось с января по апрель 2011 года и некоторые абоненты не выдержали. Один из самых стойких и идейно выдержанных написал заявление в ФАС, которое приняли «в работу». Гражданин в своем обращении также указал, что не давал согласия на получение рекламных сообщений и обращался к оператору связи компании «Мегафон» с просьбой о прекращении распространения рекламы на его номер. Однако компания «Мегафон» требование не исполнила — понятное дело, не охота им просто было возится и все.

Ясно, что обе компании (Мега и Подиум) не представили доказательств согласия гражданина на получение рекламы товаров и услуг ОАО «Подиум». В результате Комиссия ФАС России пришла к выводу, что реклама товаров и услуг ОАО «Подиум», распространявшаяся посредством SMS-сообщений в сети «Мегафон» противоречит требованиям части 1 статьи 18 закона о рекламе. Кроме того, комиссия ФАС России установила, что «ОАО „Подиум“ является рекламодателем и рекламораспространителем SMS-рекламы товаров и услуг в сети „Мегафон“, а ОАО „Мегафон“ осуществило фактическое доведение до сведения потребителей рекламы, направленной на привлечение внимания к товарам и услугам ОАО „Подиум“, соответственно, является рекламораспространителем». Если уйти от официоза, то можно констатировать, что «МегаФон», совершенно точно, наплевал на своих абонентов и многократно заваливал их телефоны рекламным спамом от какой-то «левой» компании, которая явно накупила баз клиентов на каком-то рынке и пыталась таким образом монетизировать свои рекламные усилия по продаже одежды. Бывает. Теперь каждый из участников процесса заплатит в казну 110 тыс. руб. за все эти художества.

Но, по-моему, этого мало. Всех крупных операторов необходимо вообще заставить отказаться от SMS-рассылок рекламного содержания без однозначного разрешения пользователя и увеличить штрафы за такие художества. Причем, чтобы штрафы шли не в казну, а использовались для увеличения абонентского счета их клиентов. «Накосячил» оператор связи — пусть сам же исправляет эту ситуацию.

Если SMS-спам вас достает, то его можно прекратить. Все пришедшие SMSки надо сфотографировать на цифровую камеру и перенести в компьютер эти файлы. Взять детализацию счета (можно через сайт) , где будут указаны эти сообщения, которые поступили вам на телефон. Третье действие — в обычном текстовом файлике изложить что произошло, как и где: с какого номера пришло сообщение, указать что пользователь согласия на получение этой рассылки на давал и т.д. Можно ссылаться на то, что «В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона „О рекламе“ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона „О рекламе“ «. Это касательно вашего оператора связи.

Действие заключительное — отправить документы в ФАС. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №  59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан“, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ФАС России и ее территориальные органы. Наш вид обращения — это „жалоба“: просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Кроме личного и письменного обращения, в ФАС можно написать с помощью веб-сайта или по почте delo@fas.gov.ru (в этом случае можно приложить фотографии и другие файлы). Незаконная рассылка спама — это нарушение рекламного законодательства. Обращения граждан, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России или ее территориальными органами 30 дней с момента регистрации с возможностью продления на 30 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Что необходимо указать в заявлении:

1. Наименование и место нахождения заявителя — юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жителя заявителя — физического лица)

2. Наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушений или наименование органа власти, принявшего акт, противоречащий законодательству (если известны местонахождение, контактная информация — указать)

3. Описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта органа власти, противоречащего законодательству.

4. К заявлению необходимо приложить доказательства, свидетельствующие о нарушении. Если нет возможности предоставить доказательства — указать лицо или орган, от которого они могут быть получены.

5. Требование заявителя. Здесь надо писать просто — „рассылку запретить, организатора — наказать“. Чем проще — тем лучше.

И, в общем-то, все. В любом случае, в течение 30 дней заявителю направляется уведомление о проведении проверки, либо о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления. Даже если дела и не будет, нервы оператору связи это потреплет куда как более качественно, чем простое обращение в его call-центр.

Чем больше у нас будет сознательных абонентов — тем лучше будут работать операторы связи.

p.s. Как мы все помним, „МегаФон“ не в первый раз становится объектом пристального внимания контрольно-надзорных органов. В августе 2011 году Арбитражный суд Москвы по иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) привлек этого оператора к административной ответственности, поскольку он допустил утечку в открытый доступ коротких текстовых сообщений, отправленных с сайта телекоммуникационной компании. Тогда оператора штрафанули на 30 тыс. руб. Сейчас на 110. Ставки растут?

Максим Букин, i-business.ru

Поделиться

Комментарии