Курить вне специально отведенных мест в России нельзя, а рекламировать табачные изделия можно: депутаты Госдумы примут необходимые поправки в закон о рекламе осенью.
Еще в начале 2013 года Госдума приняла закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма», он вступил в силу 1 июня. По этому закону табачные компании больше не могут проводить промоакций, быть спонсорами каких бы то ни было мероприятий и организаций. Со следующего лета будет полностью запрещено курение в общественных местах, а сигареты можно будет купить в магазинах и павильонах и только по прейскуранту.
Вместе с этими нормами депутаты разработали поправки в закон «О рекламе», которые вводили полный запрет на рекламу табака в средствах массовой информации и интернете. Планировалось, что и этот запрет начнет действовать с 1 июня. Но к концу мая депутаты приняли поправки только в первом чтении. Зампред Госдумы Сергей Железняк тогда пообещал, что законопроект пройдет второе и третье чтения до конца сессии, т. е. до середины июля, так что табачные компании и СМИ получили отсрочку на полтора месяца. Но как выяснилось в конце прошлой недели, после официального закрытия весенней сессии, поправки так и не были приняты во втором и третьем чтениях.
Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (ответственный за законопроект комитет) , в интервью «Российской газете» сообщил, что поправки будут рассмотрены осенью и вступят в силу 1 октября: «Законопроект не задержался. Обычно такого рода тексты оцениваются и рассматриваются долго. Идет нормальная законодательная работа».
Но издатели печатной прессы еще весной засомневались, что смогут в полной мере воспользоваться предоставленной отсрочкой. Производители сигарет вряд ли быстро перестроятся и перекроят бюджеты, чтобы выделить деньги на размещение в июне, объясняли они, табачники — самые консервативные рекламодатели с очень длинным циклом планирования. Представители интернет-компаний были более оптимистичны — они полагали, что табачники среагируют оперативно.
Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый лишь отметил, что вступление новых норм в силу с 1 октября — более реальный срок для их исполнения. Запрет распространяется не только на объявления в СМИ, но и на рекламу в рознице, в том числе на боксы в кассах магазинов, напоминает он, в стране несколько десятков тысяч точек, торгующих сигаретами, и убрать из них все рекламные материалы чуть более чем за месяц было бы очень сложно. Требует времени и переоформление договоров с розничными сетями, заключает Лютый.
Ксения Болецкая, Юлия Грибцова, Vedomosti.ru