За экономические преступления стали реже сажать

0 416

Суды по-прежнему арестовывают охотно: как и годом ранее, они удовлетворяют девять из 10 ходатайств следователя об аресте, а срок содержания под стражей продлевают в 98% случаев. Но обращаться с ходатайствами об аресте следователи стали реже (84 075 раз за шесть месяцев этого года против 108 988 за тот же период в прошлом). Это нельзя объяснить снижением общего уровня преступности: по данным МВД, в первом полугодии отмечено сокращение числа зарегистрированных преступлений, но всего на 12%.

Зампред комитета по законодательству Андрей Назаров напоминает, что идет либерализация системы уголовного наказания, был принят президентский законопроект — это чувствительный сигнал. Минувшей весной Госдума ввела запрет на аресты предпринимателей. Кроме того, и из Уголовного кодекса исключили статью «Лжепредпринимательство», уточнили формулировки нескольких статей, преследующих за экономические преступления.

Ограничения на аресты бизнесменов могли и не повлиять на статистику: по данным Верховного суда, в апреле — мае суды рассмотрели всего несколько десятков ходатайств об арестах предпринимателей. Но изменение редакции ст. 174 Уголовного кодекса (легализация денежных средств) — это уже серьезно, отмечает Назаров. За решетку можно отправлять по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях (тех, что караются лишением свободы на срок от 10 лет и выше), напоминает он. Обвинение в легализации добавляли к основному, искусственно усиливая его тяжесть. Обвинение в легализации сопровождало практически 80% «предпринимательских» составов«, отмечает депутат. По данным МВД, число выявленных фактов легализации за первое полугодие 2010 г. сократилось на 69,6%.

Следователи стали более ответственно подходить к принятию решений об аресте — это связано и с гибелью подследственных в сизо, и с жесткой реакцией руководства на эти события, говорит сотрудник правоохранительных органов.

Сами следователи часто объясняют необходимость ареста бизнесменов тем, что в противном случае их заподозрят в коррупции, отмечает доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА Анна Паничева. Теперь они могут воспользоваться прямым указанием не сажать.



Источник: Ведомости

Поделиться