22 марта в Московской городской Думе состоялся круглый стол на тему «Инвестиционная деятельность в Москве: опыт, состояние, перспективы».
Мероприятие прошло по инициативе депутата Московской городской Думы Ивана Новицкого. В нем приняли участие представители столичных Департаментов экономической политики и развития, внешнеэкономических и международных связей; науки, промышленной политики и предпринимательства, руководители и эксперты инвестиционных, строительных и финансовых компаний, члены Торгово-промышленной палаты РФ и Московской торгово-промышленной палаты, Ассоциации инвесторов Москвы, других деловых и общественных структур, функционирующих в сфере инвестирования.
По мнению Ивана Новицкого, основная задача, стоящая в настоящее время перед городскими властями — провести ревизию инвестиционных проектов и решений в целях улучшения комфортности городской среды.
«В городе произошли значительные изменения в градостроительной и строительной отрасли, — отметил депутат, — кардинально изменились приоритеты в развитии города, выработаны новые подходы в понимании того, к чему должен стремиться мегаполис. Принята столичная программа „Градостроительная политика“, рассчитанная на пять лет, в которой обозначены приоритеты развития градостроительства. Одна из важных задач градостроительной политики Москвы — создание эффективной системы взаимодействия Москвы и Московской области в целях обеспечения комплексности развития Московской агломерации».
Господин Новицкий признал, что властям необходимо снижать административные барьеры, продолжать выстраивание сотрудничества с застройщиками. Инвесторам депутат предложил активно включиться в работу по ускорению административной реформы, предлагать механизмы, касающиеся реконструкции и развития территорий.
Иван Новицкий сообщил, что в сфере законодательного регулирования инвестиционной деятельности Мосгордума в ближайшее время отдаст приоритет подготовке закона «Об инвестиционной деятельности в Москве». Вопросы ГЧП в столице будут регулироваться федеральным законом «О государственно-частном партнерстве».
Первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Ан рассказал о работе штаба по решению проблем предпринимателей в Москве, созданному при Департаменте месяц назад в целях решения наиболее острых проблем бизнеса, а также о программе экономического стимулирования инновационных предприятий и малого и среднего бизнеса в целом. Чиновник сообщил, что в правительстве столице завершается согласование законопроекта «О научно-технической и инновационной деятельности в Москве», который готовился с участием экспертов, деловых общественных организаций и Мосгордумы с учетом международного опыта и опыта других регионов России.
«В законе будет нормативно прописана деятельность индустриальных парков, технопарков, технополисов. Мы предлагаем систему льгот для инновационного и научно-технического бизнеса — освободить его от так называемых „налогов на модернизацию“, налога на имущество и земельного налога — на условиях конвертирования освободившихся средств в модернизацию инфраструктуры или инвестиционные проекты. Освобождение от этих налогов предполагается ограничить тремя-пятью годами с момента получения первой прибыли», — рассказал Михаил Ан.
Генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов рассказал о результатах опроса более чем 200 членов ассоциации, касающегося инвестиционного климата. «Несмотря на то, что предприниматели, эксперты и чиновники очень часто дают самые нелестные характеристики инвестиционному климату в России и в Москве, члены нашей ассоциации отмечают, что работать в нынешних условиях можно, они далеко неидеальны, но сталкиваться с различными негативными моментами, коррупцией и бюрократией приходится повсюду, не только в России, — обобщил Александр Борисов. — Так, концерн Siemens оценивает риски ведения бизнеса в России как „приемлемые“, „ситуация неидеальна, но правительство ведет работу по решению наиболее острых проблем. В альянсе Renault-Nissan нам сообщили: если бы инвестиционный климат в России мы считали плохим, то не стали бы договариваться об увеличении доли в акционерном капитале АвтоВАЗа до контрольного пакета. А концерн Coca-Cola намерен вложить в развитие своего российского бизнеса $3 млрд в течение пяти лет, начиная с 2012 года. Это о многом говорит“.
Также господин Борисов отметил улучшение отношений власти и бизнеса в Москве, которые охладели после известных событий, произошедших полтора года назад.
Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы „Градиент Альфа“, председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Павел Гагарин рассказал о восприятии западными инвесторами рисков инвестирования в российскую экономику. „И крупные компании, которые хотят инвестировать в Россию, такие, как Olam International Limited, Magra Corp, и менее известные предприятия, среди рисков инвестирования в российскую экономику выделяют, в первую очередь, налоговые риски, — сообщил господин Гагарин. — Они опасаются несправедливого налогообложения, некорректного применения налогового законодательства, необъективных судебных решений по результатам налоговых проверок. Второе место иностранные инвесторы отдают бюрократическим и административным рискам, связанным с затягиванием сроков оформления разрешительной документации, постоянно меняющимися условиями ее получения. На третьем месте, с точки зрения иностранных инвесторов, юридические риски. Правовую среду бизнеса они оценивают как „юридический хаос“, ссылаясь на противоречия между федеральным и местным законодательством, отсутствие закона „Об инвестиционной деятельности в Москве“, „О холдингах“, „О государственно-частном партнерстве“. Поэтому эти рисковые позиции, в первую очередь, оцениваются нами в процессе прединвестиционного аудита российских предприятий, ожидающих инвестора“.
По словам господина Гагарина, западные предприниматели также отмечают снижение экспорта в Россию и препоны, которые, как они полагают, чинят импортным товарам российская таможня и государство. Это касается всех отраслей экономики и объясняется политикой импортозамещения, которой руководствуются власти. В этой связи иностранным компаниям следует не импортировать в Россию товары, а инвестировать в создание и развитие производственных филиалов в России и производство по своим технологиям в РФ.
„Для улучшения инвестиционного климата необходимо сокращение бюрократических и административных преград путем применения принципа „одного окна“ для инвесторов и закрепление этой практики к созданию соответствующей правовой базы. Нужно выстраивать „юридическую вертикаль“, обеспечивать правовое соответствие местных и федеральных законов, — предложил Павел Гагарин. — Российским предприятиям нужно не только надеяться на государство, но и самим уделять внимание подготовке бизнеса к процессу инвестирования, его „упаковке“ в приемлемый для инвестора вид. Чтобы привлечь инвестиции, неформальные „холдинги“ нужно преобразовывать по международным юридическим и финансовым стандартам, при этом не нарушая действующее российское законодательство. Создается полноценная холдинговая компания, как правило, ООО или ЗАО. На одну из компаний, входящий в холдинг, регистрируются товарный знак, торговая марка, авторские права, патенты и т.д. Другая (или другие) становится собственником активов. Еще один участник холдинга становится производственной и/или торговой структурой, которая заключает контракты с поставщиками и реализует товар покупателям. Остальные услуги (бухучет, IT-сопровождение, транспорт и т.д.) , как правило, передаются на аутсорсинг. При необходимости создаются еще и управляющая компания (как правило, акционерное общество) , акционерами которой становятся иностранные инвесторы. Такая компания несет на себе блок оперативно-тактических и стратегических менеджерских функций по холдингу“.
Главный юрист, оценщик АКГ „Градиент Альфа“, член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Вадим Ткаченко отметил неопределенную ситуацию на присоединенных к столице территориях. „Стимулированием инвестиционной деятельности в Новой Москве, расположенной на территории почти 150 тыс. га, пока никто не занимается. Считается, что активное освоение этих территорий начнется не раньше 2030 года. Что же получается, нужно ждать 18 лет? — посетовал господин Ткаченко. — Принимаемые сегодня постановления правительства Москвы не учитывают инвестиционной деятельности на этих территориях, как и законы, принятые Мосгордумой. В это же время в столице и области продолжают действовать разные законы. Например, в Подмосковье введен уведомительный характер инвестиционных контрактов, в Москве такого порядка нет. Принятая недавно в столице Адресная инвестиционная программа также не учла присоединенных территорий. Они не отражены и в программах строительства метрополитена, развития дорог и транспорта. В Европе наоборот — сначала создается транспортная инфраструктура и только потом начинается строительство. В Мадриде я видел чистое поле, к которому уже подведены транспортные развязки и подключено энергоснабжение. Лишь после этого здесь начнут работать инвесторы и девелоперы“.
Достаточно тревожные ожидания столичных инвесторов связаны со вступлением в силу новых поправок в Земельный кодекс. Согласно им, власти Москвы и Санкт-Петербурга получили возможность расторгать договоры с инвесторами в одностороннем порядке. „Я считаю этот нормативный акт нарушением прав инвесторов. Думаю, государство должно систематизировать нормативные акты, нарушающие права инвесторов и выработать решение о внесении в них изменений“, — предложила президент инвестиционно-строительной компании „СЭР“ Елена Соловьева.
Ведущий эксперт информационного агентства «Финмаркет — Группа Интерфакс» Андрей Кинякин указал на необходимость совершенствования традиционных механизмов привлечения инвестиций в регионы и проведение активного маркетинга региона. «Наиболее важным направлением, с точки зрения привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности Москвы, представляется развитие инновационной и инвестиционно-финансовой составляющей, — считает господин Кинякин. — В первом случае речь идет о создании инновационных инвестиционных институтов (региональные венчурные фонды и специализированные агентства). Это позволит не только привлечь иностранные инвестиции в различные проекты, но и использовать потенциал Москвы как крупного образовательного и научного центра, где есть масса возможностей для реализации greenfield-проектов. В случае с инвестиционно-финансовой деятельность следует отметить необходимость совершенствования механизма по трансформации накоплений и сбережений граждан в инвестиции в первую очередь, за счет развития инструментов фондового рынка».
В завершение мероприятия спикеры и участники круглого стола выразили надежду, что итоги обсуждения станут основой для дальнейшей проработки затронутых вопросов со стороны ответственных структур правительства Москвы и принятия управленческих решений, направленных на создание универсальных моделей реализации инвестиционных программ и проектов в сфере государственно-частного партнерства. Депутат Мосгордумы Иван Новицкий пообещал, что высказанные идеи, замечания и предложения будут учтены в работе по улучшению ситуации в сфере инвестиционной деятельности в Москве.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Марина Шетиленко, e-mail: m.shetilenko@gradient-alpha.ru, tel.: + 7 (495) 740-12-64 доб. 4403, fax: + 7 (495) 740-12-64, + 7 909 985-50-99.
Виталий Цветков, e-mail: cvetkov@gradient-alpha.ru, tel.: + 7 (495) 740-12-64 доб. 4114, fax: + 7 (495) 740-12-64, + 7 916 264-60-58.
АКГ «Градиент Альфа» работает на рынке аудиторско-консалтинговых услуг с 1995 г. «Градиент Альфа» сегодня — это одна из крупнейших в России компаний в области сопровождения инвестиционных проектов, стратегического управления, аудита, налогов, права и бухгалтерского учета. Многолетний опыт работы и профессионализм команды «Градиент Альфа» позволяет делать ставку на качество и уникальность оказываемых услуг. Надежность компании как партнера и профессионализм ее консультантов подтверждаются членством АКГ «Градиент Альфа» в Экспертно-правовом управлении при председателе Государственной Думы РФ Федерального собрания РФ, Экспертно-правовой комиссии Совета предпринимателей при мэре и Правительстве г. Москвы, Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) , Международной ассоциации бухгалтерских и аудиторских фирм IAPA, саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство „Российская коллегия аудиторов“, Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА). Компания является партнером Microsoft со статусом CertifiedPartner.
Основатель и руководитель „Градиент Альфа“ Павел Гагарин является председателем экспертного совета при комиссии Московской городской думы по законодательству.