На заседании Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике обсудили тему онлайн-образования как инструмента достижения национальных целей

0 70
На заседании Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике обсудили тему онлайн-образования как инструмента достижения национальных целей

16 сентября в Торгово-промышленной палате РФ состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике. Провела мероприятие заместитель председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей», д.э.н. Анна Палагина. В работе заседания приняла участие заместитель председателя Комитета, проректор Плехановского университета Светлана Нечаева.

В повестке - развитие онлайн-образования в Российской Федерации, в том числе его роль в достижении Национальных целей на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, правовое регулирование рынкав этой сфере, государственный и общественный контроль, включая вопросы лицензирования, аккредитации, сертификации соответствующих организаций и программ.

Открыла заседание своим выступлением модератор заседания Анна Палагина.

«Там, где нам нужно государство, - это уже обязательность и ответственность за исполнение нормативов. Но мы в Комитете предлагаем мягкую регуляторику. Например, такой общественно-предпринимательский механизм как профессиональный стандарт. Потребитель услуги интересуется объективной оценкой? Почему бы не воспользоваться результатами общественного экзамена. Да, он добровольный. Но специалист уже прошел этот фильтр и не стесняется предъявить себя коллегам. Это вполне работающая история»,- отметила заместитель председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор Корпоративного института ТПП РФ, д.э.н. Анна Николаевна.

В формате видеообращения выступила депутат Государственной Думы, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова. Она отметила важность взаимодействия законодателей и профессионального сообщества для выработки сбалансированных правил на пересечении информационного бизнеса и образования.

Начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ (Рособрнадзор) Николай Пайганов в своем выступлении сделал акцент на необходимости совершенствования законодательства РФ в обсуждаемой области, затронув темы лицензирования образовательной деятельности, создания системы рейтинга физических лиц и организаций, ведущих деятельность, связанную с онлайн-тренингами, курсами, не относящимися к реализации образовательных программ, вопросы определения госрегулятора в сфере блогерства. Также представитель ведомства отметил важность разработки государственной образовательной платформы для онлайн-образования.

Среди предложений, представленных заместителем председателя Комитета Московской ТПП по развитию инвестиционной среды для бизнеса Юлией Приходиной, прозвучала потребность доработки формулировки понятия «просветительская деятельность», предусмотренного п.35 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с точки зрения формирования однозначных критериев, позволяющих отнести деятельность к просветительской и отделить ее от схожих видов(образовательная, консультационная, наставническая и др.) и от незаконной деятельности (включая мошенничество), а также для того, чтобы вписать «инфобизнес» в существующие законодательные рамки, квалифицируя его согласно содержания контента, цели его распространения, наличия либо отсутствия коммерческой составляющей и др.

Мария Тарханова, директор научно-методического центра «Академическое образовательное общество», председатель Союза пиарщиков, осветила роль блогосферы в формировании рынка онлайн-образования и инфобизнеса, а также её влияние на академическое образование и перспективы дальнейшего развития сектора.

«Есть большая разница между онлайн-образованием и инфобизнесом, и ещё бОльшая между инфобизнесом и инфомошенниками. Потребитель не в состоянии самостоятельно разобраться, кто добросовестный инфопредприниматель, а кто преступник. Ему необходимы контрольные опоры для проверки и фильтра. На наш взгляд, одной из наилучших будет обязательная аккредитация программ».

В рамках дискуссии эксперты единогласно сошлись во мнении, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые за последнее десятилетие, рынок онлайн-образования сталкивается с рядом серьезных проблем, которые требуют внимания со стороны законодателей, общественности и профессионалов отрасли в вопросах усиления нормативной базы, внедрения механизмов стандартизации качества и развития инструментов саморегулирования отрасли при активном участии государства, профессиональных сообществ и бизнеса.

По итогам заседания Анна Палагина предложила сформулировать ряд рекомендаций, направленных на решение задач в сфере онлайн-образования, в адрес федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерству науки и высшего образования, Министерству просвещения, Министерству труда и социальной защиты, а также в адрес Государственной Думы Российской Федерации.

Поделиться

Комментарии

Отменить