
В Москве на Красном Октябре завершился иммерсивный эксперимент на стыке искусства, технологий и экологии. С 5 по 8 июня зрители отправлялись в воображаемое путешествие на яхте, заходили в смысловые «порты» и взаимодействовали с оживающими картинами через дополненную реальность и обсуждали экологичное будущее мира – так прошла выставка «Симфония Стихий».
Центральной темой иммерсивного действа стал Камчатский край – символ природной мощи, первозданной красоты и потенциала устойчивого развития. Образы Камчатки, вдохновленные экспедицией организаторов на полуостров, оживали в мультимедийных пейзажах, звуковых инсталляциях и цифровых формах, формируя эмоциональное ядро экспозиции.
Открывая выставку, руководитель Представительства Губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве РФ Евгений Власов подчеркнул: «Такие проекты, как „Симфония Стихий“, создают живое эмоциональное пространство, где человек не просто узнаёт о природе, а чувствует свою связь с ней. Камчатка – не просто регион, это энергия будущего. И посетители выставки имеют возможность погрузиться в этот таинственный и загадочный полуостров».
Большой интерес у посетителей вызвали акварели художника Светланы Васиной. Океан и дельфины на её работах оживали благодаря AR-технологии, когда зрители наводили на картины экран своего смартфона.
Основной экологической работой выставки стала инсталляция «Офелия» Елизаветы Козырь – AR-опыт, в котором движения зрителей создавали цифровые волны, а образ героини, утопающей в мусоре, подчёркивал экологический кризис. Работа вызвала бурное обсуждение и получила многочисленные отклики в социальных сетях. Автор анимации Сергей Кожуховский.
Внимание представителей Камчатского края привлек нейро-арт «Сон великана», созданный с помощью российской нейросети «Шедеврум» художником и режиссером Ириной Иваненко. «Мне хотелось передать через анимацию красоту природных явлений Камчатки: лентикулярные облака, северное сияние над сопкой Ключевская. Также хотелось показать, что в отечественных нейросетях можно делать действительно художественные произведения», – поделилась автор.
На выставке также были представлены работы художников-мозаичистов. В том числе зрители увидели репродукцию легендарной мозаики Зураба Церетели «Подсолнухи», воссозданную с трепетом и уважением к оригиналу художницей Еленой Кузнецовой, которая также является член-корреспондент Российской академии художеств, член правления Союза художников-мозаичистов – провела авторскую лекцию о мозаике как искусстве будущего.
Выставка прошла в течение четырёх тематических дней.
День экологии, креативных индустрий, сообществ и бизнеса, океана и путешествий.
Более 20 художников, десятки партнёров, интерактивные инсталляции, AR- и VR-опыт, лекции, мастер-классы и камерные вечера прошли в течение четырёх насыщенных дней. Выставку посетили более 1000 человек, в социальных сетях проект получил более 500 000 охвата.
«Симфония Стихий» – это больше, чем выставка – это пространство, где искусство и технологии становятся языком природы. Мы хотим, чтобы каждый почувствовал: быть экологичным – это не про ограничения, а про вдохновение, про выбор в пользу будущего», – говорит куратор выставки, экопродюсер Сергей Кожуховский.
Проект открыл II арт-фестиваль «со-Творение» на пересечении природы, искусства и технологий. Фестиваль продолжится в других городах серией иммерсивных арт-событий до конца 2025 года.
Проект был реализован арт-группой Осознанность, куратор проекта Сергей Кожуховский – экопродюсер, художник, финалист Национальной премии «Россия – страна возможностей», амбассадор цифрового «Сенежа», советник по устойчивому развитию компании «Принцип НОВО» – при поддержке Минприроды РФ, Департамента природопользования Москвы, Комиссии по развитию проектов креативной (творческой) экономики в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, компаний «Принцип НОВО», «Сберегаем вместе», арт-клуба «Сколково», АДКБ «Я Лидер», а также более чем 30 партнеров из сфер устойчивого развития, искусства и цифровых технологий. Информационным партнером стал журнал Melon Rich и бизнес-портал Finance Times.